Федеральный закон о бухгалтерском учете принят в году

Содержание:

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О бухгалтерском учете»

О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

22 ноября 2011 года

29 ноября 2011 года

Судебная практика и законодательство — 402-ФЗ О бухгалтерском учете

приказ Минприроды России от 10.03.2015 N 94 «О вводе в промышленную эксплуатацию информационных систем Минприроды России»; постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»; приказ Минфина России 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти»; Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ О бухгалтерском учете; Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ Бюджетный кодекс Российской Федерации

аудитор также выпустил аудиторское заключение о годовой бухгалтерской отчетности политической партии, состав которой установлен Федеральным законом «О бухгалтерском учете», подготовленной за тот же период;

от аудитора не требуется сообщать информацию о ключевых вопросах аудита в соответствии с МСА 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении», и он не принял решение сделать это по каким-либо иным причинам;

2. Настоящий формат (часть CV, версия 5.07) разработан в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 02.08.2010 N 18023) с учетом последующих изменений, утвержденных приказами Минфина России.

В обоснование своего требования административный истец указал, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Нарушение своих прав административный истец связывает с тем, что при рассмотрении арбитражными судами конкретных дел с участием ПАО «ВНИПИгаздобыча» были применены оспариваемые положения нормативного правового акта.

4. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 480 «Об утверждении федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года».

Перечень основных услуг БУ и ставок на услуги БУ, применяемых для определения базового тарифа БУ (далее — Перечень БУ), составлен исходя из необходимости учета хозяйственных операций, проведения активных и пассивных операций, отражения операций в регистрах бухгалтерского учета и составления отчетности в соответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», Федерального закона «О бухгалтерском учете», нормативных актов Банка России и внутренних регулятивных документов Агентства.

1.2. Инвентаризация имущества финансовой организации (далее — инвентаризация) проводится в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. N 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность финансовых организаций.

49. Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с требованиями Федерального закона «О бухгалтерском учете».

50. Организации представляют первичные статистические данные о движении драгоценных металлов и драгоценных камней по утвержденным формам федерального государственного статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

аудит проводился в отношении полного комплекта годовой бухгалтерской отчетности, состав которой установлен Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

годовая бухгалтерская отчетность составлена руководством аудируемого лица в соответствии с правилами составления бухгалтерской отчетности, установленными в Российской Федерации;

13. По строкам 05 — 06 приводится выручка от проведения обязательного и инициативного аудита (далее — аудит) бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» консолидированной финансовой отчетности, составленной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), а также аудита отдельных частей бухгалтерской (финансовой) отчетности, и отчетности, составленной по специальным правилам, например, отличная от консолидированной финансовая отчетность, составленная по МСФО. Под обязательным аудитом понимается аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, который проводится в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ) или иного федерального закона. Под инициативным аудитом бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается аудит, отличный от обязательного.

Федеральный закон о бухгалтерском учете принят в году

23 февраля 1996 года

20 марта 1996 года

(в ред. Федеральных законов от 23.07.1998 N 123-ФЗ,

от 28.03.2002 N 32-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,

от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ,

Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ,

Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ,

от 03.11.2006 N 183-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ,

от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 27.07.2010 N 209-ФЗ,

от 28.09.2010 N 243-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Бухгалтерский учет, его объекты и основные задачи

1. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

2. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

3. Основными задачами бухгалтерского учета являются:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

(ст. 1, Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (принят ГД ФС РФ 23.02.1996))

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

руководитель организации — руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации;

синтетический учет — учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета;

аналитический учет — учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета;

план счетов бухгалтерского учета — систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета;

бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

(ст. 2, Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (принят ГД ФС РФ 23.02.1996))

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

(ст. 3, Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (принят ГД ФС РФ 23.02.1996))

Статья 4. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

В целях настоящего Федерального закона адвокаты, которые осуществляют адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, приравниваются в отношении порядка ведения учета хозяйственных операций к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2002 N 187-ФЗ)

Освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета применительно к деятельности открытого акционерного общества не исключает необходимость составления по данным об имущественном и финансовом положении и результатам хозяйственной деятельности бухгалтерской отчетности в установленной законом форме в целях обеспечения информационной открытости и возможности реализации акционерами своих прав, в том числе права получать информацию о деятельности акционерного общества (Определение Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 N 319-О).

3. Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

(п. 3 введен Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ)

4. Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», в случае непревышения годового объема их выручки от реализации товаров (работ, услуг) в размере одного миллиарда рублей освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Ознакомьтесь так же:  Коломна управление опеки и попечительства

Организации, указанные в абзаце первом настоящего пункта, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Организации, указанные в абзаце первом настоящего пункта, обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации начиная с года, следующего за годом, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций превысил один миллиард рублей.

(п. 4 введен Федеральным законом от 28.09.2010 N 243-ФЗ)

(ст. 4, Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (принят ГД ФС РФ 23.02.1996))

Статья 5. Регулирование бухгалтерского учета

1. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

2. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:

а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчет

(ст. 5, Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (принят ГД ФС РФ 23.02.1996))

Требования к бухгалтерскому учету в 2019 году

Все организации, вне зависимости от того, являются они коммерческими или государственными, обязаны вести бухгалтерский учет.

Специалисты контролируют все приходно-расходные операции в конкретной компании. Все нюансы их деятельности устанавливает закон о бухгалтерском учете в 2019 году.

Федеральный закон «О бухучете» в 2019 году: официальный текст и изменения

ФЗ 402 был принят федеральным парламентом в 2011 голу. Действующий законопроект определяет, что такое бухгалтерский учет и отчетность, а также устанавливает, какие требования должны предъявляться к финансовой деятельности организаций. В правовом документе используются и рассматриваются следующие понятия:

  • бухгалтерская отчетность определяется, как сведения о финансовом состоянии конкретной компании;
  • стандарт бухгалтерского учета – это документ, регламентирующий правила ведения финансовой отчетности;
  • отчетный период представляет собой срок, в течение которого должна быть оформлена отчетность;
  • государственные ведомства определяются, как муниципальные структуры, которые оказывают воздействие на финансовую деятельность.

Последние изменения в федеральный законопроект были внесены в 2017 г. Некоторые разделы правового документа были дополнены новыми формулировками, а также видоизменены.

Поправки, внесенные в законодательство

Депутаты Государственной Думы не один раз вносили поправки в действующее законодательство. Правовой акт, определяющий требования к ведению бухгалтерской отчетности, также постоянно дополняется и изменяется. Действующая редакция законопроект была принята в 2017 году. Тогда парламентарии внесли некоторые изменения в документ. В значительной мере они коснулись 21 статьи.

Одобрили следующие правки:

  • в 1 часть внесли новый пункт. К официальному перечню документации, которая относится к бухгалтерской отчетности, добавили нормативные документы Центрального Банка России;
  • 5 пункт изложили в новой редакции. Согласно принятым нормам, применение государственных стандартов теперь не предусмотрено для планов счетов бухгалтерского учета и некредитных банков (в предыдущей редакции условие действовало только для кредитных);
  • внесли изменения в 6 часть. Теперь нормативные акты Центробанка управляют планами счетов бухгалтерского учета, а также процедурой их использования, группировкой, способами предоставления сведений;
  • 15 часть дополнили некоторыми ссылками на 6 часть той же статьи. При этом указано, что они не должны входить в противоречие со стандартами Центрального Банка России. Нормы действуют и в отношении рекомендаций, которые касаются бухгалтерской отчетности и прочих правил для финансовых организаций.

Дополнение в ФЗ о бухучете № 402 в 2019 году

Также в последнюю редакцию внесли дополнения в 1 пункт 1 раздела 23 статьи. В нем установлена ссылка на 6 часть 21 статьи, наделяющей Центробанк обширными полномочиями. Другие поправки касаются 30 статьи. В ней содержится положение, согласно которому требования к бухучету, одобренные Министерством финансов, становятся государственными нормативами.

Скачать официальный текст федерального закона о бухгалтерском учете

Многочисленные поправки в действующее законодательство привели правовой акт в соответствие с остальными юридическими документами. Лицам, работающим в финансовой сфере, следует более подробно изучить положения законопроекта. Для этого предлагаем скачать закон о бухучете по следующей ссылке.

В законодательстве установлены требования к бухгалтерской отчетности, которые надлежит соблюдать всем компаниям. Правила ведения бухучета и сроки его оформления также предусмотрены в действующей редакции закона.

Федеральный закон о бухгалтерском учете (402-ФЗ)

Закон о бухгалтерском учете является определяющим актом бухзаконодательства в России. В настоящей рубрике мы будем рассказывать о нормативном регулировании этой сферы в нашей стране и обо всех нововведениях.

Закон о бухгалтерском учете 402-ФЗ — основные положения

Бухгалтерский учет (далее — БУ), как и любая другая сфера, нуждается в надлежащем правовом регулировании со стороны государства. И ведущую роль здесь играет Федеральный закон о бухгалтерском учете 402-ФЗ. Он был принят 06.12.2011, но начал действовать с некоторой отсрочкой — с 01.01.2013. Основные цели этого закона — установить единые требования к БУ и отчетности, закрепить правовой механизм регулирования бухучета. Им и посвящены 2-я и 3-я главы закона.

Итак, о чём же говорит нам 402-й федеральный закон о бухгалтерском учете?

Прежде всего, он:

  • раскрывает само понятие бухучета, определяя его как формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных законом о бухгалтерском учете, в соответствии с установленными им же требованиями, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (БФО);
  • очерчивает круг лиц, на которых распространяется его действие.

Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, узнайте здесь.

В числе объектов БУ закон указывает:

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы и обязательства;
  • финансовые источники;
  • доходы и расходы.

Перечень объектов является открытым. А в качестве лиц, обязанных вести учет, называются все экономические субъекты в РФ. Не вести БУ дозволяется лишь ИП и некоторым подразделениям иностранных организаций.

Помимо этого, закон о бухгалтерском учете закрепляет:

  • порядок организации БУ экономическим субъектом;
  • требования к первичным документам и бухрегистрам;

В силу особой важности первички ей посвящена отдельная рубрика нашего сайта.

  • правила инвентаризации;
  • «отчетные» вопросы;
  • порядок хранения документов БУ.

Что изменилось в 402-м законе о бухгалтерском учете в 2015-2018 годах?

За недолгий срок существования закон о бухгалтерском учете уже не раз изменялся и дополнялся. Последние существенные изменения (начали действовать с 16.11.2014) коснулись упрощенных способов ведения БУ и БФО. В частности, был определен круг субъектов, у которых нет права на бухгалтерскую упрощенку. Это:

  • организации, занятые в определенных сферах деятельности, например, жилищные и кредитные потребительские кооперативы, субъекты адвокатуры и нотариата, юридические консультации и др.;
  • организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту независимо от того, в какой области они заняты;
  • некоторые некоммерческие организации.

Никаких изменений в 2015 году в закон не вносилось. А в 2016 году единственным новшеством в этом документе (закон «О внесении изменений…» от 23.05.2016 № 149-ФЗ) стало исключение государственных академий наук из понятия «организации государственного сектора» (п. 9 ст. 3 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). В 2017-2018 годах в закон № 402-ФЗ были внесены незначительные поправки, касающиеся в основном кредитных организаций.

ВНИМАНИЕ! Минфин подготовил поправки в закон № 402-ФЗ. Подробности см. здесь.

Другие акты бухгалтерского законодательства в РФ

Федеральный закон о бухгалтерском учете — акт основополагающий, но не единственный. Его положения развиваются и конкретизируются многочисленными подзаконными актами. Согласно самому закону иерархия таких НПА следующая:

  • федеральные стандарты;
  • отраслевые стандарты;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • стандарты экономического субъекта.

Стандарты первой — федеральной — группы в настоящее время не утверждены и вместо них пока применяются всем нам хорошо известные ПБУ, определяющие порядок учета отдельных объектов БУ. Отраслевые стандарты закрепляют правила для отдельных сфер деятельности. Рекомендации призваны обеспечить правильное применение стандартов, снизить расходы на организацию БУ, внедрять передовой бухгалтерский опыт, исследования и разработки. Применение рекомендаций — дело сугубо добровольное. Внутренние стандарты предназначены для организации и ведения БУ у конкретного экономического субъекта. Он сам решает, какие стандарты разрабатывать, как их утверждать, изменять или отменять.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.11.96 N 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011) «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ»

21 ноября 1996 года N 129-ФЗ

Принят
Государственной Думой
23 февраля 1996 года

Одобрен
Советом Федерации
20 марта 1996 года

Комментарий специалиста по документу «Федеральный закон РФ О бухгалтерском учете N 129-ФЗ Актуально в 2018 году»:

Федеральный Закон о бухгалтерском учете устанавливает единые требований к бухучету, составлению бухгалтерской отчетности, устанавливает правовой механизм регулирования бухгалтерского учета. Последняя редакция Закона действует с 01.01.2014 г., сам же ФЗ «О бухгалтерском учете» за N 402-ФЗ вступил в силу с 06.12.2011 г. Он является основным документом в Законодательстве РФ о бухгалтерском учете наряду с принимаемыми в соответствии с ним соответствующими нормативными правовыми актами.

Руководствоваться им обязаны все действующие на территории России коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели, филиалы иностранных компаний, а также Центробанк РФ и государственные органы из числа бюджетных и внебюджетных фондов.

Закон РФ о бухгалтерском учете устанавливает стандарты бухгалтерского учета. Их нарушение может повлечь за собой административную или уголовную ответственность. Нормы, указывающие на возможность привлечения к соответствующему виду ответственности, закреплены в ст. 18. Они являются отсылочными к соответствующим положениям УК РФ и КоАП РФ. Любые консультации по последним изменениям в Закон о бухгалтерском учете могут дать региональные отделения ИФНС (инспекции федеральной налоговой службы).

Скачать Федеральный закон РФ О бухгалтерском учете N 129-ФЗ Актуально в 2018 году

Федеральный закон о бухгалтерском учете принят в году

6 декабря 2011 года № 402-ФЗ

Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

Принят
Государственной Думой
22 ноября 2011 года

Одобрен
Советом Федерации
29 ноября 2011 года

Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 № 134-ФЗ,
от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 251-ФЗ, от 02.11.2013 № 292-ФЗ,
от 21.12.2013 № 357-ФЗ, от 28.12.2013 № 425-ФЗ, от 04.11.2014 № 344-ФЗ,
от 23.05.2016 № 149-ФЗ, от 18.07.2017 № 160-ФЗ, от 31.12.2017 № 481-ФЗ,
от 29.07.2018 № 272-ФЗ, от 28.11.2018 № 444-ФЗ)

Новый закон «О бухгалтерском учете»: принципы регулирования практики учета в России

Новый закон «О бухгалтерском учете»: принципы регулирования практики учета в России

Совершенно новую редакцию получили нормы Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон 2011 года), касающиеся вопросов регулирования бухгалтерской практики в России. В этой связи можно говорить о кардинальном изменении подходов к регулированию учета в нашей стране. И здесь следует выделить три направления:

  • законодательное определение принципов регулирования бухгалтерского учета;
  • новое определение структуры системы нормативно-правовых актов, регулирующих учетную практику, и их соподчиненности;
  • определение роли МСФО в регулировании практики учета в России.
Ознакомьтесь так же:  Судебно психиатрическая экспертиза наркомании

Принципы регулирования бухгалтерского учета

Определение «принципов регулирования бухгалтерского учета» статьей 20 Закона 2011 года — это абсолютное нововведение в практику нормативного регулирования бухгалтерского учета в России. Обратим внимание: речь идет не о методологических бухгалтерских принципах, таких как допущение непрерывности деятельности, имущественная обособленность, начисление, консерватизм и т. п., а о принципах именно нормативного регулирования учетной практики. Впервые закон дает некую логическую основу формирования нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету в России, в определенном смысле задает дух нормотворчества в данной области, формулируя цели, достижению которых должны способствовать положения нормативных документов по бухгалтерскому учету в нашей стране.

Значение принципов регулирования для практики бухгалтерского учета по значению для данной области экономических отношений (учетной практики) можно сопоставить с так называемыми «основными началами» гражданского и налогового законодательства, определяемыми, соответственно, статьей 1 ГК РФ и статьей 3 НК РФ.

Следует отметить, что схожие по значению положения содержатся в статье 4 «Принципы официального статистического учета и системы государственной статистики» Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Итак, статьей 20 нового Федерального закона «О бухгалтерском учете» устанавливается, что «регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;

2) единства системы требований к бухгалтерскому учету;

3) упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;

4) применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;

5) обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;

6) недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета».

Рассмотрим их содержание более подробно.

Принцип № 1. «Соответствие федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета»

Собственно упоминание о пользователях отчетности не ново для текста Федерального закона «О бухгалтерском учете». Пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон 1996 года), в частности определял, что «основными задачами бухгалтерского учета являются: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности».

Указание на пользователей отчетности как потребителей той информации, которую формируют бухгалтеры — это новация, пришедшая в текст отечественных нормативных актов из МСФО. Именно в «Принципах составления и представления финансовой отчетности» (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements) МСФО определяется состав основных групп пользователей финансовой отчетности экономических субъектов. Однако, что очень важно, в отличие от Закона 1996 года, МСФО не только констатируют необходимость соответствия потребностям пользователей отчетности, но и определяют эти потребности.

«Принципы» выделяют семь групп пользователей бухгалтерской информации: (1)инвесторы; (2) работники; (3) заимодавцы; (4) поставщики и прочие торговые кредиторы; (5) покупатели; (6) правительство и его органы; (7) общественность.

Относительно инвесторов в МСФО отмечается, что в основном эта группа состоит из имеющихся и потенциальных акционеров. Инвесторы, вкладывающие рисковый капитал, и их консультанты беспокоятся о риске, связанном с инвестициями и о доходе на них. Им нужна информация, которая помогла бы им определиться, покупать, держать или продавать ценные бумаги компании. Акционеры также заинтересованы в информации, позволяющей им оценить способность компании выплачивать дивиденды.

Таким образом, у инвесторов одно желание или сочетание двух: рост прибыли (то есть получение доходов в виде дивидендов) и прирост капитала (рост цен акций на рынке и получение доходов при их продаже по более высоким ценам). Следовательно, основное внимание инвесторов сосредоточено на демонстрируемых в отчетности прибылях, которые определяют размеры будущих дивидендов и влияют на курс акций.

Любопытно, что МСФО определяет работников компании как целевую группу пользователей их бухгалтерской отчетности. Работники, — указывается в «Принципах», — и представляющие их группы заинтересованы в информации о стабильности и прибыльности своих нанимателей. Они также заинтересованы в информации, которая позволит им оценить способность компании обеспечить заработную плату, пенсии и возможность трудоустройства». Следует отметить, что работникам часто требуется информация, не финансовая по своей природе. Например, им могут потребоваться данные о перспективах карьерного роста и т. п. Поэтому работникам могут быть нужны определенные отчеты, содержащие информацию, традиционно вовсе не рассматриваемую как «финансовая».

Заимодавцев, — акцентируют наше внимание «Принципы» МСФО, — интересует информация, позволяющая им определить, будет ли заем и причитающиеся проценты выплачены в срок. Таким образом, основной интерес заимодавцев составляет не прибыльность, а платежеспособность компании, то есть стоимость ее активов как обеспечения существующей кредиторской задолженности и размер обязательств перед кредиторами.

Поставщики и прочие торговые кредиторы, — отмечается в МСФО, — интересуются информацией, которая дает им возможность определить, будет ли в срок погашена задолженность перед ними. Таким образом, интересы поставщиков и торговых кредиторов практически совпадают с интересами заимодавцев. Единственное отличие между ними состоит в том, что торговые кредиторы, вероятно, будут интересоваться компаниями на протяжении более короткого периода времени, чем заимодавцы, следовательно, их будет интересовать платежеспособность организации в более короткой перспективе. Однако в случае, если торговые кредиторы будут зависеть от продолжения работы компании как основного покупателя, их интересы практически полностью совпадут с интересами заимодавцев.

Покупателей интересует информация о стабильности компании, особенно когда они имеют с ней долгосрочные отношения или зависят от нее. При этом покупателям требуется оценивать надежность бизнеса компании как в краткосрочной (смогут ли мне поставить товары своевременно и в надлежащем состоянии), так и в долгосрочной (будет ли обеспечено послепродажное обслуживание и выполнение гарантийных обязательств и сможет ли данный поставщик стать постоянным) перспективе. Эти характеристики положения дел в компании позволяют оценить анализ как рентабельности, так и платежеспособности фирмы.

Говоря о Правительстве и его органах как пользователях финансовой отчетности, МСФО отмечают их заинтересованность в распределении ресурсов и, таким образом, в деятельности компаний в целом. Однако, прежде всего, регулирующим органам требуется информация для того, чтобы регулировать деятельность компании, определять свою налоговую политику. Таким образом, в первую очередь здесь можно говорить о фискальных целях. Отчетность с этой точки зрения должна представлять налогооблагаемые величины. Добавим, что не меньший интерес для государственных органов представляет и финансовая отчетность компании как информационная база для официального статистического учета.

Отдельно в качестве целевой группы пользователей бухгалтерской информации МСФО называют общественность. В «Принципах» в связи с этим отмечается, что компании оказывают разнообразное воздействие на членов общества. Например, компании могут вносить значительный вклад в местную экономику самым разным образом, в том числе через количество предоставляемых рабочих мест и опеку местных поставщиков. Финансовая отчетность в этом случае может помочь общественности, предоставляя информацию о тенденциях и последних изменениях в благосостоянии компании и о диапазоне ее деятельности.

Также в соответствии с рассматриваемым нами принципом нормативного регулирования учетной практики, содержание федеральных стандартов в области бухгалтерского учета должно соответствовать уровню развития науки и практики бухгалтерского учета. Как определить такое соответствие? Вопрос очень сложный.

К термину «наука» можно подойти формально, оперируя понятиями Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Но закона или другого нормативно-правового акта «О практике» пока не существует. Да и с наукой не все понятно, есть разные научные школы, разные взгляды, соответствие каких из них имеется в виду — не ясно. Вместе с тем, эти рассуждения имеют довольно важное значение, так как рассматриваемые нами формулировки нового Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ создают возможность характеристики того или иного федерального стандарта по бухгалтерскому учету как соответствующего или не соответствующего «уровню развития науки и практики».

И вот здесь доказательство того или иного могут быть весьма и весьма затруднительны. Рассматриваемый случай является хорошим доказательством того, что не все благие пожелания (соответствие уровню развития науки и практики — сложно не назвать благим пожеланием) могут быть воплощены в текст законодательных актов.

Принцип № 2. «Единство системы требований к бухгалтерскому учету»

При прочтении формулировки данного принципа сразу возникают далеко не праздные вопросы: Что в данном случае понимается под термином «единство»? О каких требованиях идет речь? И что следует понимать под системой таких требований?

Прямого ответа на данные вопросы формулировка данного принципа не дает. Остается предположить, что речь здесь может идти, с одной стороны, о непротиворечивости требований системы нормативно-правовых актов, регулирующих учетную практику в России, а с другой — о методологическом единстве их предписаний.

Идея непротиворечивости требований нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета заложена в тех определениях, которые новый Закон дает понятиям федеральных и отраслевых учетных стандартов, а также рекомендациям в области бухгалтерского учета и стандартам экономического субъекта.

В соответствии со статьей 21 Закона 2011 года «к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта».

При этом пункт 15 данной статьи устанавливает, что «федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам».

Таким образом, речь идет об установлении Законом 2011 года иерархической соподчиненности регулятивов в области бухгалтерского учета.

Что же касается методологического единства требований в области бухгалтерского учета, то оно может достигаться соответствием методологическому содержанию тех определений, которые дает Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Однако здесь следует отметить, что они довольно немногочисленны.

Это относится к определениям статьей 3 Закона 2011 года таких понятий как:

  • «бухгалтерская (финансовая) отчетность — информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом)»; и
  • «факт хозяйственной жизни — сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств)».
Ознакомьтесь так же:  Оформления пособия по рождению ребенка

Иные определения статьи 3 носят, скорее, нормативно-организационный, нежели методологический характер. Также следует отметить, что определяя ряд объектов бухгалтерского учета, таких как активы, обязательства, источники финансирования деятельности, доходы и расходы (ст. 5), Закон 2011 года вообще не дает им определений.

Также соблюдение методологического единства предписаний регулятивов в области бухгалтерского учета может быть обеспечено их соответствием общим принципам (концептуальным основам), получившим в отечественной системе нормативных документов название допущений и требований.

Ряд из них содержал Закон 1996 года. Напомним, что статья 8 определяла «основные требования к ведению бухгалтерского учета», часть которых представляла собой законодательное определение концептуальных основ учета. В частности Закон 1996 года устанавливал, что:

  • «имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации» (п. 2) — принцип имущественной обособленности); и
  • «в бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно» (п. 6) — принцип соответствия доходов и расходов.

В настоящее время основные допущения и требования, которым должна соответствовать система официального бухгалтерского (финансового) учета экономического субъекта, определяются пунктами 5 и 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (далее — Положение).

Напомним, что пункты 5, 6 Положения устанавливают: «При формировании учетной политики предполагается, что:

— активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);

— организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

— принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

— факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Учетная политика организации должна обеспечивать:

— полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

— своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

— большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

— отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

— тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

— рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности)».

Однако статус ПБУ как федерального стандарта затрудняет рассмотрение его норм как обеспечивающих методологическое единство системы регулятивов в области бухгалтерского учета.

Рассмотренные обстоятельства делают принцип «единства системы требований» достаточно трудно реализуемым на практике.

Принцип № 3. «Упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций»

В предыдущих статьях мы останавливались на созданном Законом 2011 года положении, отменяющем возможность для организаций, применяющих упрощенные системы налогообложения, не вести финансовый учет.

Данная новация понятна и оправдана. Малый бизнес занимает определенное место в экономике России, и качественная финансовая информация о нем необходима для принятия управленческих решений в области кредитования, формирования статистических данных, позволяющих оценить тенденции экономического развития и т. д. Подобное положение существует и в системе МСФО, содержащей специальные стандарты, определяющие упрощенные правила ведения финансового учета экономическими субъектами, не относящимися к крупному бизнесу.

Вместе с тем, при отмене возможности не вести финансовый учет «упрощенщикам» и «вмененщикам» и провозглашении принципа «упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций», система отечественных учетных регулятивов пока специальных федеральных стандартов в этой области не содержит.

Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства определяются Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Среди существующих «послаблений» в области ведения финансового учета для субъектов малого предпринимательства можно отметить содержащиеся в Приложении № 5 к приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (финансовых результатах — М.П.) субъектов малого предпринимательства, и определяемую рядом ПБУ возможность неприменения (добровольного применения) субъектами малого предпринимательства их отдельных предписаний.

В «1С:Предприяии 8» упрощенные формы бухгалтерской отчетности для малого бизнеса в соответствии с приказом Минфина России от 17.08.2012 № 113н уже реализованы.

Принцип № 4. «Применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов»

Говоря об этом принципе регулирования бухгалтерского учета в России, следует вспомнить о том, что процесс «перехода на МСФО» имеет в нашей стране уже весьма давнюю историю.

С конца 90-х годов прошлого века в России началось реформирование бухгалтерского учета. Толчком к началу реформ послужил семинар по проблемам учета на совместных предприятиях, проводившийся Центром ООН по ТНК и Торгово-промышленной палатой СССР в июне 1989 года в Москве. Однако официальным началом процесса реформирования учета следует считать принятие Государственной Программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утв. Постановлением ВС РФ от 23.10.1992 № 3708-1. В данном документе была установлена цель реформирования бухгалтерского учета, определены задачи, поставленные для достижения этой цели.

Помимо этого, было приято решение об использовании МСФО при создании концепции бухгалтерского учета и в процессе разработки национальных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету в качестве отправной точки, образца и критерия соответствия международно-принятой практике.

В 1994 году Методологическим Советом по бухгалтерскому учету при Минфине России была одобрена Программа реформирования системы бухгалтерского учета. Переход на МСФО, в соответствии с которой должен был осуществиться до 2000 года. В ходе осуществления основных мероприятий Программы реформирования была разработана Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим Советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Институтом Профессиональных бухгалтеров России в декабре 1997 года*.

Примечание:
* Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике написана на основе Принципов составления и представления финансовой отчетности.

К 1998 году была принята «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности», утв. Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283. Следующим шагом в реформировании бухгалтерского учета в России послужила «Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу», одобренная приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180.

В дальнейшем приказом Минфина России от 30.11.2011 № 440 был утвержден «План Министерства Финансов Российской Федерации на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности».

В 2010 году увидел свет Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (далее — Закон), который содержал совершенно беспрецедентные для отечественной учетной практики положения.

Пункт 1 статьи 3 Закона установил: «Консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО».

При этом пункт 3 данной статьи Закона предписал следующее: «на территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства Российской Федерации Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации».

Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 № 107 было утверждено «Положение о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации».

Далее, приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н на территории РФ были введены в действие 37 МСФО и 26 Разъяснений МСФО.

30 марта 2012 года приказом Минфина России № 148 было утверждено «Положение о Межведомственной рабочей группы по применению МСФО», целью деятельности которой было определено «обобщение практики применения Федерального закона „О консолидированной финансовой отчетности» и иных нормативных правовых актов по вопросам применения Международных стандартов финансовой отчетности, Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности, других документов, определенных Фондом Международных стандартов финансовой отчетности в качестве неотъемлемой части Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности (далее — МСФО), на территории Российской Федерации, а также анализ государственной политики в сфере применения МСФО на территории Российской Федерации, подготовка на их основе соответствующих рекомендаций для представления руководству Министерства финансов Российской Федерации».

Приказом Минфина России от 30.03.2012 № 148, данная рабочая группа была сформирована.

Все эти факты в целом говорят об одном: учет в России все больше дистанцируется от континентально-европейских традиций, заимствуя методологию финансового учета англо-американской модели, формирующей основы МСФО. Это не хорошо и не плохо. Это тенденции времени, диктуемые международными рынками капитала, и нам с вами, дорогие коллеги, нужно принять это во внимание.

Принцип № 5. «Обеспечение условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов»

Данный принцип фактически развивает требование Принципа № 2 и представляет собой конкретную задачу, ставящуюся Законом 2011 года перед нормотворцами в области бухгалтерского учета. Вряд ли что-то еще можно добавить к данному общему утверждению. Данные условия обеспечиваются собственно содержанием данных стандартов, степенью их согласованности и «правовым качеством» их предписаний.

Принцип № 6. «Недопустимость совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета»

Здесь следует лишь отметить, что данный принцип в настоящее время реализуется в силу предписаний Положения «О Министерстве Финансов Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329, согласно которому, «Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере. аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. » (п. 1). При этом, «Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства» (п. 2).

В следующей статье мы рассмотрим новую структуру регулятивов в области бухгалтерского учета и механизм влияния на их содержание МСФО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *