Федеральный закон 256-фз материнский капитал

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ
«О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

С изменениями и дополнениями от:

23 июля, 25 декабря 2008 г., 28 июля, 29 декабря 2010 г., 1 июля, 16 ноября 2011 г., 28 июля 2012 г., 7 июня, 2 июля 2013 г., 23 июня, 21 июля 2014 г., 8 марта, 6 апреля, 23 мая, 28 ноября, 14, 30 декабря 2015 г., 3 июля, 19, 28 декабря 2016 г., 20, 28 декабря 2017 г., 7 марта, 30 октября 2018 г.

Принят Государственной Думой 22 декабря 2006 года

Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 22 июня 2016 г.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Президент Российской Федерации

29 декабря 2006 г.

Государство предполагает поддерживать семьи с детьми путем предоставления им материнского (семейного) капитала — средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на указанные цели.

Согласно Закону, начиная с 1 января 2007 г. на материнский капитал в размере 250 000 руб. имеют право женщины, родившие (усыновившие) второго или последующего ребенка, а также мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего и последующего ребенка. В случае смерти женщины, лишения ее родительских прав, а также совершения ею умышленного преступления против жизни и здоровья своего ребенка материнский капитал должен перейти к отцу ребенка независимо от его гражданства. В случае смерти обоих родителей либо лишения их родительских прав право на дополнительные меры государственной поддержки должно перейти к ребенку.

Использовать материнский капитал можно будет не раньше, чем через 3 года после рождения второго (последующего) ребенка. При этом устанавливается принцип целевого расходования капитала. В частности, за счет средств материнского капитала можно будет улучшить жилищные условия семьи. Приобретение (строительство) жилого помещения будет возможно осуществить только на территории РФ путем совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах.

Также предусматривается, что средства материнского капитала можно будет израсходовать на получение ребенком образования (в том числе дополнительного) в любом образовательном учреждении на территории РФ, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг. В этом случае возраст ребенка на день начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен будет превышать 25 лет.

Кроме того, средства материнского капитала также можно будет направить на финансирование накопительной части трудовой пенсии матери, в том числе путем их вложения в негосударственные пенсионные фонды.

Размер материнского капитала предполагается ежегодно пересматривать с учетом роста инфляции.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 г. и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г.

Заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала в первом полугодии 2010 г. подается до 1 октября 2009 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 года и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2021 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 31 декабря 2006 г. N 297, в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 января 2007 г. N 1 (часть I) ст. 19

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 390-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 432-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 411-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 470-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Действие части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г. в части ежегодного пересмотра с учетом темпов роста инфляции размера материнского (семейного) капитала

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 302-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 433-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г. в части ежегодного пересмотра с учетом темпов роста инфляции размера материнского (семейного) капитала

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 348-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 23 мая 2015 г. N 131-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г. в части ежегодного пересмотра с учетом темпов роста инфляции размера материнского (семейного) капитала

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 54-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 128-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 440-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 28 июля 2010 г. N 241-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 288-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Закон о материнском капитале

256 ФЗ «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» был создан для улучшения условий проживания несовершеннолетних детей и их семей.

Описание закона

Материнский капитал, по законодательству России, представляет собой поддержку тех семей, у которых есть дети, не достигшие 18-летнего возраста. Рассчитывать на поддержку вправе семьи, у которых рождается второй, третий или последующий ребенок. Главным условием для получения материнского капитала от государства является:

  • наличие у ребенка российского гражданства;
  • родители ранее не принимали иную помощь от правительства.

Закон о материнском капитале был принят Государственной Думой 22 декабря 2006 года. 27 декабря того же года законопроект был одобрен Советом Федерации. Вступил 256 ФЗ в законную силу с января 2007 года. Последние изменения вносились правительством в 2016 году.

Краткое содержание законодательного акта о материнском капитале отражает 13 статей:

  • В первой статье указываются основания, по которым был создан Федеральный Закон 256 о материнском капитале. Все основания закреплены в Конституции России;
  • Вторая статья содержит все основные понятия, которые затрагивают законодательный акт;
  • Третья статья указывает перечень лиц, которые вправе рассчитывать на государственную поддержку;
  • В четвертой содержатся положения, касающиеся Федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительную поддержку;
  • Пятая устанавливает порядок и условия выдачи сертификата на получение семейного (материнского) капитала;
  • Шестая ст. гласит о размере семейного капитала;
  • Седьмая отражает, как граждане вправе распоряжаться полученными деньгами;
  • В восьмой статье описана процедура и порядок рассмотрения заявления на получение материнского капитала;
  • Девятая ст. посвящена процедуре перевода денежных средств, полученных от государства в Пенсионный Фонд России;
  • В десятой обозначены условия использования материнского капитала для улучшения жилищных условий;
  • 11-ая ст. данного закона о денежном капитале регламентирует распределение полученных денежных средств от государства. По закону, средства материнского капитала, граждане вправе направить на получение образования детьми, или как указано в ст. 11.1, на приобретение товаров и услуг. Приобретенные товары и услуги за счет государственных средств должны быть предназначены для социальной адаптации в обществе детей-инвалидов;
  • В 12 ст. настоящего закона о маткапитале установлены правила формирования накопительной пенсии;
  • Последняя 13-ая часть закона о материнском капитале содержит заключительные положения.

Скачать текст закона

Федеральный Закон №256, вступивший в законную силу в 2007 году, совершенствуется. Поэтому, периодически в документ вносятся дополнения и изменения. За последние 10 лет законодательный акт претерпел внесение 20 изменений.

Скачать последнюю редакцию 256 Федерального Закона «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» со всеми изменениями можно по ссылке. Так же можно ознакомиться со статьей 22 ФЗ о прокуратуре.

Последние изменения закона о материнском капитале

Внесение изменений и дополнений в законодательные акты необходимы для устранения причин, которые неблагоприятно воздействуют на применение закона на практике, и ФЗ о мат. капитале не исключение. Из-за инфляции государство ежегодно пересматривает закон о финансовой помощи. Последние изменения ФЗ о материнском капитале претерпел 28 декабря 2016 года.

Эта статья ФЗ о материнском капитале содержит сведения о направлении полученных средств на улучшение жилищных условий. По закону, средства могут быть направлены:

  • на покупку жилья;
  • на строительства жилья;
  • на реконструкцию жилого объекта.

4-ый пункт содержит информацию, что купленное (построенное, реконструированное) жилье оформляется на родителей, но с указанием долей на детей. Приобретенное (построенное или реконструированное) жилье обязательно должно находиться на территории России.

В п 4 ст 10 ФЗ «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» не были внесены изменения в последней редакции.

В этой статье указываются требования, как распоряжаться полученной денежной помощью. По закону о материнском капитале, потратить средства вправе лица, получившие сертификат на следующие цели:

  • на улучшение условий проживания;
  • на получение ребенком образования;
  • на создание накопительной пенсии;
  • на покупку товаров и услуг, которые помогут социально адаптироваться детям-инвалидам в обществе.

Она претерпела внесение изменений много раз, однако в последней редакции корректировки в нее не были внесены.

Она устанавливает права на дополнительную помощь семьям, в которых рождается второй ребенок и другие дети. Денежную поддержку от государства вправе получать:

  • женщины, которые родили или усыновили второе дитя (период рождения или усыновления считается от 1 января 2007 года);
  • женщины, которые родили или усыновили третьего или последующих детей после 1 января 2007 года, но при условии, что ранее не получали подобную материальную помощь от государства;
  • по закону, мужчины также вправе рассчитывать на получение материнского капитала, но при наличии оснований. Основания — гражданин является многодетным или единственным родителем или опекуном второго или последующий детей, ранее он не воспользовался материнским капиталом, если дитя было усыновлено, то решение суда о присуждении опекунства должно вступить в силу после 1 января 2007.

В 2016 году изменения и дополнения в статью 3 закона о материнском капитале не вносились.

Все изменения и дополнения, применимые к Федеральному Закону о материнском капитале в декабре 2016, вступили в законную силу с 1 января 2017.

Материнский капитал в доле

Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусмотрено определение размера долей в жилом помещении для предотвращения нецелевого использования средств материнского (семейного) капитала (далее – МСК). На практике при оформлении соглашения об определении долей на жилое помещение возникает ряд вопросов, связанных со сроками заключения соглашения, с его субъектным составом, а также требованиями к жилому помещению.

Определение долей

Возможность определения долей по соглашению обусловлена необходимостью обеспечения разумного баланса диспозитивного и императивного методов правового воздействия в данной сфере, а также вытекающими из Конституции Российской Федерации (ст. 8, ч. 1, 2 ст. 19, ч. 1, 2 ст. 35) общепризнанными принципами неприкосновенности и свободы собственности, свободы договора и равенства всех собственников как участников гражданского оборота (определения КС РФ от 19.07.2016 № 1535-О, от 19.07.2016 № 1578-О).

Закон № 172-ФЗ в п. 1 ст. 24 Закона № 122-ФЗ установил необходимость нотариального удостоверения сделок по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке. С этого времени обязанность по определению долей материнского капитала возложена на нотариат и суды.

Анализ практики применения Закона № 256-ФЗ позволяет выделить актуальные вопросы, вызывающие трудности при определении долей на жилое помещение с использованием МСК.

Относительно возможности отказа от реализации права на приобретение доли в праве общей собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием средств (части средств) МСК, на практике возникли кардинальные изменения.

В Письме Федеральной нотариальной палаты от 24.05.2012 № 993/06-11 «О материнском капитале» была изложена позиция, согласно которой ребенок, достигший совершеннолетия на момент оформления жилого помещения, приобретенного с использованием МСК, может по своему выбору реализовать существующее у него право на приобретение полагающейся ему доли в праве общей собственности на жилое помещение или отказаться от этого права.

Указанный подход изменился после появления п. 5 Обзора судебной практики ВС РФ № 2 (2016), утв. Президиумом ВС РФ 06.07.2016, и п. 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал (далее – Обзор), утв. Президиумом ВС РФ 22.06.2016, из которых следует, что объект недвижимости, приобретенный (построенный, реконструированный) с использованием средств МСК, в силу закона находится в общей долевой собственности супругов и детей.

С учетом практики Верховного Суда РФ мнение ФНП было изменено на противоположное 1 .

Методические рекомендации по некоторым вопросам удостоверения сделок по оформлению жилого помещения, приобретенного с использованием средств МСК, в общую долевую собственность родителей и детей, утв. Решением правления нотариальной палаты Ставропольского края от 23.12.2016 (протокол № 54), содержат разъяснения, что в силу прямого указания закона дети и родители являются собственниками такого жилого помещения с момента направления средств материнского капитала на его приобретение, что обуславливает невозможность отказа от реализации права по оформлению в общую долевую собственность родителей и детей жилого помещения.

Ознакомьтесь так же:  Заявление о регистрации по виду на жительство иностранного гражданина

Действительно, Закон № 256-ФЗ определяет круг лиц, которые должны являться собственниками жилого помещения, и не предусматривает возможности исключения кого-либо из членов семьи из числа сособственников. Однако возможность отказа от доли в большей степени соответствует обеспечению разумного баланса диспозитивного и императивного методов правового воздействия в данной сфере. Осуществление такого отказа законом допускается в порядке п. 2 ст. 209 ГК РФ. К существенным условиям такой сделки следует отнести размер доли, от которой осуществляется отказ, поскольку отказ от нулевой доли не допустим.

Срок заключения соглашения

Острой проблемой является отсутствие четкого механизма контроля за соблюдением срока исполнения обязательства лица, получившего сертификат, оформить приобретенное жилое помещение в общую долевую собственность, включая детей. Ввиду чего функции контроля за соблюдением прав несовершеннолетних берут на себя органы прокуратуры (Справка по результатам обобщения судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утв. Президиумом Кировского областного суда 21.10.2015). Необходимо отметить, что нотариус, удостоверивший письменное обязательство оформить жилье в общую долевую собственность, полномочиями контроля не обладает, что можно отнести к существенным упущениям законодателя.

При этом нормативно срок определения долей по соглашению конкретизируется в зависимости от способа и порядка направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий и составляет шесть месяцев после наступления события, определенного в п. 8 «г», п. 9 «в», п. 10 «в», п. 11 «д», п. 12 «в» Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 № 862 (далее – Правила). Считалось, что только по окончании указанного срока (наступления события) могло возникнуть право требования выполнения оформленного обязательства.

Однако возобладал подход, согласно которому собственность возникает в силу закона.

В п. 11 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 22.06.2016, разъяснено, что «при разделе имущества супругов в судебном порядке наличие обременения в виде ипотеки на приобретенный за счет средств материнского (семейного) капитала объект недвижимости (жилой дом, квартиру) не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования супругов о разделе данного имущества и определении долей детей в праве собственности на это имущество, поскольку не влияет на установленные договором ипотеки правоотношения».

Однако отсутствует однозначная позиция относительно допустимости определения долей детей на жилое помещение в самостоятельном судебном разбирательстве, например, после принятия решения суда об обращении взыскания на заложенное имущество. Ранее считалось, что такая возможность законом не допускается (Апелляционное определение Пермского краевого суда от 04.07.2012 по делу № 33-5550/2012).

Субъектный состав соглашения

В силу ч. 4 ст. 10 Закона № 256-ФЗ жилое помещение, приобретенное с использованием средств (части средств) МСК, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

В обобщении Комиссии ФНП по методической работе в 2016 г. отмечается, что состав семьи, как правило, устанавливается со слов обратившихся лиц, по паспортам, по справкам с места жительства, а также в совокупности всеми этими способами.

Специалистами отмечается, что законодателю необходимо откорректировать положения закона для четкого понимания, в собственность каких именно субъектов подлежит оформлению приобретаемое с помощью МСК жилое помещение, в том числе в случаях, когда один из супругов не является родителем детей (ребенка) и/или не участвует в строительстве (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства 2 .

Стоит заметить, что п. 3 Правил не содержит императивной нормы о недопустимости направления средств материнского капитала в случае участия в кредитном договоре нескольких созаемщиков, которые не относятся к лицам, участвующим в получении МСК (Определение Верховного суда Республики Коми от 11.08.2011 № 33-4342/2011). В связи с чем наличие созаемщиков по кредитному договору, которые не приобретают прав на жилое помещение, не исключает оформление долей по соглашению.

Состояние жилого помещения

При определении долей на жилое помещение необходимо выяснять его техническое состояние.

В Определении ВС РФ от 02.08.2016 № 1-КГ16-9, п. 6, 7 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 22.06.2016, указано, что техническое состояние жилого помещения имеет существенное значение при направлении средств материнского капитала, так как приобретаемое с использованием средств МСК жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также иным требованиям законодательства.

Наличие обстоятельств, указывающих на неудовлетворительное состояние жилого помещения, является возможным основанием для признания сделки о приобретении жилого помещения с использованием МСК недействительной, что исключает возможность определения долей. Наличие таких обстоятельств может также свидетельствовать об исключительном судебном порядке определения долей.

Правила определения долей по соглашению

Часть 4 ст. 10 Закона № 256-ФЗ действует в системе правового регулирования, в том числе в системной связи с нормами семейного и гражданского законодательства, регулирующими имущественные отношения родителей и детей, в случае возникновения у них права общей собственности (ст. 60 СК РФ, ст. 244 и 245 и другие нормы главы 16 «Общая собственность» ГК РФ).

Действующим законодательством в императивной форме не установлен обязательный размер доли несовершеннолетних детей в праве собственности на жилое помещение, приобретаемое с помощью МСК.

В пункте 13 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 22.06.2016, указывается, что «определение долей в праве собственности на квартиру должно производиться исходя из равенства долей родителей и детей на средства материнского (семейного) капитала, потраченные на приобретение этой квартиры, а не на все средства, за счет которых было приобретено жилое помещение».

В пункте 2 Письма ФНП от 01.07.2016 № 2305/03-16-3 «О применении положений Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» сообщается о том, что по условиям соглашения размер долей детей в праве собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием средств (части средств) МСК, может быть увеличен. Если соглашением об определении долей предполагается уменьшение доли несовершеннолетнего собственника, на это требуется предоставление предварительного разрешения органа опеки и попечительства, так как данное соглашение повлечет уменьшение имущественных прав несовершеннолетнего лица.

Определение долей по соглашению требует от нотариуса установления широкого спектра специфических обстоятельств, указывавших на отсутствие возможного спора, в частности, необходимо учитывать следующее:

–легитимность договора купли-продажи жилого помещения с использованием средств (части средств) МСК, в результате которого собственниками жилья становятся только дети владельца сертификата, может быть поставлена под сомнение (Письмо ФНП от 07.02.2013 № 216/06-11);

–если жилое помещение приобретается исключительно только на средства МСК, необходимо выяснять, не была ли сделка направлена на обналичивание средств материнского капитала (Апелляционное определение Иркутского областного суда от 28.09.2016 по делу № 33-13179/2016);

–если стоимость жилого помещения, указанная в договоре купли-продажи, не соответствует реальной стоимости, за которую была приобретена квартира, то определение долей по соглашению сторон невозможно.

Перечень необходимых документов и примерные образцы

Для обеспечения соблюдения разумных сроков оформления соглашения по материнскому капиталу целесообразно доводить до сведения заинтересованных лиц примерный перечень документов, необходимых для оформления соглашений об определении долей.

К ним следует отнести:

документ – основание приобретения жилого помещения (например, договор купли-продажи);

договор приватизации (если квартира до приобретения в собственность по договору приватизировалась) для определения лиц, сохранивших право пользования жилым помещением;

свидетельство о заключении брака;

уведомление о погашении ипотеки из Росреестра;

выписка из ЕГРН о правах на жилое помещение;

кадастровый (технический) паспорт;

государственный сертификат на материнский капитал;

уведомление о прекращении прав на дополнительные меры государственной поддержки из Пенсионного фонда;

свидетельства о рождении детей;

обязательства о заключении соглашения об определении долей;

регистрационное удостоверение детей;

справка о состоянии финансовой части лицевого счета лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки из Пенсионного фонда;

кредитный договор, если имущество приобреталось с использованием кредитных средств;

копии паспорта сторон соглашения, включая достигших 14 лет.

Образцы договоров об определении долей на жилое помещение с использованием МСК содержатся в письме ФНП от 28.10.2016 № 3982/03-16-3, что позволяет сторонам предварительно согласовать проект будущего соглашения.

1 Вебинар от 14.07.2016 // «Нотариальный вестник», 2016 г., № 8.

2 Ракитина Л.Н. О позиции Конституционного Суда РФ по вопросу оформления права собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием материнского (семейного) капитала // Российский судья. 2015. № 9.

Материнский капитал

Материнский капитал — форма социальной поддержки семей с детьми. Представляет собой денежную выплату семьям, в которых родился (или был усыновлен) второй или последующий ребенок в период 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года. Установлен федеральным законом № 256−ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Пенсионный фонд Российской Федерации (его территориальные органы) осуществляет учет лиц, имеющих право на материнский капитал, выдачу государственного сертификата на маткапитал, принимает заявление на распоряжение средствами маткапитала, обеспечивает перечисление средств маткапитала.

Материнский капитал не облагается налогом на доходы физических лиц (НДФЛ). Средства материнского капитала переводятся из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

  • улучшение жилищных условий;
  • получение образования ребенком;
  • формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин.

Региональный материнский капитал

В субъектах РФ действует аналогичная форма поддержки семей (региональный материнский капитал), расходы на финансирование выплат несет бюджет субъекта РФ. Выплаты осуществляются органами социальной защиты населения.

Бухгалтерская энциклопедия . 2013 .

Смотреть что такое «Материнский капитал» в других словарях:

Материнский капитал — Материнский (семейный) капитал форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей. Осуществляется с 2007 года при рождении (усыновлении) второго (третьего или последующего только если ранее родители не… … Википедия

Материнский капитал в России — Право на получение материнского (семейного) капитала было установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей (вступил в силу с 1 января 2007 года). Этот нормативный акт… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Программа «Материнский капитал» банка «ДельтаКредит» — специальная программа ипотечного кредитования, рассчитанная на тех, кто хотел бы воспользоваться материнским (семейным) капиталом для улучшения жилищных условий. Официальное полное наименование банковского продукта «Кредитование с учетом… … Банковская энциклопедия

Материнский (семейный) капитал — – форма государственного стимулирования повышения рождаемости в России, вид дополнительной материальной поддержки семей. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»… … Банковская энциклопедия

Материнский (семейный) капитал — 2) материнский (семейный) капитал средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом;. Источник:… … Официальная терминология

Материнский (семейный) капитал региональный — Региональный материнский (семейный) капитал дополнительная мера социальной поддержки семьи и детей, направленная на обеспечение возможности улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения за… … Официальная терминология

Семейный капитал — Материнский капитал форма государственной поддержки в размере 299 731 рублей с 1 января 2009 года (250 000 рублей с 1 января 2007, 267 500 рублей с января 2008), которая с 2007 года оказывается при рождении (усыновлении) второго, третьего или… … Википедия

Сертификат на материнский (семейный) капитал — 3) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки. Источник: Федеральный закон от 29.12.2006 N 256 ФЗ (ред. от 16.11.2011) О дополнительных… … Официальная терминология

Государственный жилищный сертификат — Материнский капитал форма государственной поддержки в размере 299 731 рублей с 1 января 2009 года (250 000 рублей с 1 января 2007, 267 500 рублей с января 2008), которая с 2007 года оказывается при рождении (усыновлении) второго, третьего или… … Википедия

Закон о материнском капитале — Материнский капитал форма государственной поддержки в размере 299 731 рублей с 1 января 2009 года (250 000 рублей с 1 января 2007, 267 500 рублей с января 2008), которая с 2007 года оказывается при рождении (усыновлении) второго, третьего или… … Википедия

Новое в материнском праве, как продать, купить

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2006 N 256-ФЗ

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

Принят
Государственной Думой
22 декабря 2006 года

Одобрен
Советом Федерации
27 декабря 2006 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей

1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, — меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее — дополнительные меры государственной поддержки);

2) материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом;

3) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал — именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

Статья 3. Право на материнский капитал, дополнительные меры государственной поддержки

1. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.

2. При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

3. Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.

Ознакомьтесь так же:  Иск о признании собственности дома

4. В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.

5. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи.

6. Право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях) по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 настоящей статьи, прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.

7. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Статья 4. Федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки

1. В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее — регистр).

2. Регистр содержит следующую информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
2) фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении;
3) дату рождения;
4) пол;
5) адрес места жительства;
6) серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;
7) дату включения в регистр;
8) сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство);
9) сведения о материнском (семейном) капитале (размере материнского (семейного) капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании);
10) сведения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки.

3. Информация о лице, содержащаяся в регистре, относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к персональным данным граждан (физических лиц).

4. Ведение регистра осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.

5. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, является государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.

6. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, предоставляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами по межведомственным запросам органов, предоставляющих государственные услуги, или органов, предоставляющих муниципальные услуги, с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».

Статья 5. Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и его выдача

1. Лица, указанные в частях 1, 3 — 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее — сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).

1.1. Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, получившее сертификат, не представило указанные документы самостоятельно. Соответствующие органы и организации обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, не превышающий пяти календарных дней со дня их поступления в такие органы и организации.

2. Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата.

4. При рассмотрении заявления о выдаче сертификата территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра. Указанные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат рассмотрению соответствующими органами в четырнадцатидневный срок с даты их поступления.

5. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять дней с даты вынесения соответствующего решения направляет лицу, подавшему заявление о выдаче сертификата, уведомление об удовлетворении либо отказе в удовлетворении его заявления. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр указанное уведомление направляется в многофункциональный центр.

6. Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются:
1) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;
3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;
4) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.

7. В случае отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение. Решение об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.

8. Лица, подавшие заявление о выдаче сертификата, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность сведений, содержащихся в представляемых ими документах.

9. Лица, у которых возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, предусмотренным частями 3 — 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители вправе обратиться с заявлением о выдаче сертификата в порядке, установленном настоящей статьей.

10. По достижении ребенком (детьми) совершеннолетия либо по приобретении им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия законные представители обязаны передать сертификат ребенку (детям).

Статья 6. Размер материнского (семейного) капитала

1. Материнский (семейный) капитал устанавливается в размере 250 000 рублей.

2. Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского (семейного) капитала.

3. Размер материнского (семейного) капитала уменьшается на сумму средств, использованных в результате распоряжения этим капиталом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

4. Ежегодно не позднее 1 сентября текущего года Пенсионный фонд Российской Федерации информирует лиц, получивших сертификат, о размере материнского (семейного) капитала либо в случае распоряжения частью материнского (семейного) капитала — о размере его оставшейся части.

Статья 7. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала

1. Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее — заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. В случаях, если у ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки возникло по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, распоряжение средствами материнского (семейного) капитала осуществляется усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) с предварительного разрешения органа опеки и попечительства или самим ребенком (детьми) по достижении им (ими) совершеннолетия или приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия. Заявление о распоряжении может быть подано усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения ребенка, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 настоящей статьи. Если право на дополнительные меры государственной поддержки возникло в связи с усыновлением данного ребенка, заявление о распоряжении может быть подано не ранее чем по истечении трех лет после указанной даты, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 настоящей статьи. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, право на который возникло у ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей и находящегося (находящихся) в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется ребенком (детьми) не ранее достижения им (ими) совершеннолетия либо приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.

3. Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:
1) улучшение жилищных условий;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона;
4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

4. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям, установленным настоящим Федеральным законом.

5. Правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 настоящей статьи.

6.1. Заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, а также на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

7. В случае распоряжения в полном объеме средствами материнского (семейного) капитала лицами, получившими сертификат, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, указанный в части 4 статьи 6 настоящего Федерального закона, уведомляет данных лиц о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки. Уведомление производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта уведомления.

Статья 8. Порядок рассмотрения заявления о распоряжении

1. Заявление о распоряжении подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении.

1.1. Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и заявитель не представил указанные документы самостоятельно. Соответствующие органы обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, установленный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

1.2. При рассмотрении заявления о распоряжении территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять факт выдачи представленных документов путем направления запросов в соответствующие органы. Указанные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат рассмотрению соответствующими органами в четырнадцатидневный срок с даты их поступления.

2. В удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае:
1) прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;
2) нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении;
3) указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом;
4) указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении;
5) ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке);
6) отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка);
7) несоответствия организации, с которой заключен договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения, требованиям, установленным частью 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также несоблюдения условия, установленного частью 8 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Ознакомьтесь так же:  Чернобыльская пенсия по потере кормильца

3. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять дней с даты вынесения соответствующего решения направляет лицу, подавшему заявление о распоряжении, уведомление об удовлетворении или отказе в удовлетворении его заявления. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр указанное уведомление направляется в многофункциональный центр.

4. В случае отказа в удовлетворении заявления о распоряжении в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение.

5. Уведомление заявителей производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта уведомления. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр указанное уведомление направляется в многофункциональный центр.

6. Решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.

7. В случае удовлетворения заявления о распоряжении территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обеспечивает перевод средств материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении в порядке и сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Перевод средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и учет их в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации

1. Средства материнского (семейного) капитала переводятся из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации по заявке Пенсионного фонда Российской Федерации. Порядок перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, предусматривающий в том числе периодичность и сроки перевода, объем переводимых средств, устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Средства материнского (семейного) капитала, поступившие из федерального бюджета, отражаются в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом в расходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации предусматривается направление соответствующих денежных средств на основании заявлений о распоряжении в соответствии со «статьями 10», «11» и «11.1» настоящего Федерального закона.

3. Расходы, связанные с ведением регистра, изготовлением и выдачей сертификатов, а также с обеспечением реализации права на распоряжение материнским (семейным) капиталом, осуществляются за счет средств федерального бюджета и учитываются в общем объеме расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год в составе расходов на содержание органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

4. При исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год учет операций, связанных с зачислением, использованием и расходованием средств материнского (семейного) капитала, ведется Пенсионным фондом Российской Федерации на соответствующих счетах бюджетного учета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Направление средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий

1. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться:
1) на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели;
2) на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.

1.1. Часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении, может быть выдана в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства при представлении засвидетельствованных в установленном законом порядке:
1) копий документов лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги), подтверждающих право собственности на земельный участок, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право аренды земельного участка либо право безвозмездного пользования земельным участком, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, на котором осуществляется строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства;
2) копии разрешения на строительство, выданного лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге);
3) копии свидетельства о праве собственности лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на объект индивидуального жилищного строительства в случае его реконструкции;
4) письменного обязательства лица (лиц), на которое (которых) оформлено разрешение на строительство, в течение шести месяцев после получения кадастрового паспорта объекта индивидуального жилищного строительства оформить жилое помещение, построенное (реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей).

1.1-1. Документы, предусмотренные пунктами 1 — 3 части 1.1 настоящей статьи, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, получившее сертификат, не представило указанные документы самостоятельно.

1.2. Часть средств материнского (семейного) капитала, оставшаяся в результате распоряжения ими в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, может быть использована на те же цели не ранее чем по истечении шести месяцев со дня предыдущего направления части средств материнского (семейного) капитала при представлении лицом, получившим сертификат, документа органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Выдача указанного документа осуществляется по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

1.3. Средства материнского (семейного) капитала на основании заявления о распоряжении лица, получившего сертификат, могут быть выданы в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на компенсацию затрат за построенный (реконструированный с учетом требований части 1.2 настоящей статьи) им или его супругом (супругой) объект индивидуального жилищного строительства при представлении засвидетельствованных в установленном законом порядке:
1) копий документов лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги), подтверждающих право собственности на земельный участок, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право аренды земельного участка либо право безвозмездного пользования земельным участком, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, на котором осуществлено строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства;

2) копии свидетельства о праве собственности лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на построенный объект индивидуального жилищного строительства, возникшем не ранее 1 января 2007 года, либо на реконструированный после 1 января 2007 года объект индивидуального жилищного строительства — независимо от даты возникновения указанного права;
3) письменного обязательства лица (лиц), в чьей собственности находится объект индивидуального жилищного строительства, оформить указанный объект в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) в течение шести месяцев после перечисления Пенсионным фондом Российской Федерации средств материнского (семейного) капитала — в случае, если объект индивидуального жилищного строительства оформлен не в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей).

1.4. Документы, указанные в пунктах 1 и 2 части 1.3 настоящей статьи, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, получившее сертификат, не представило указанные документы самостоятельно.

2. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть использованы на исполнение связанных с улучшением жилищных условий обязательств, возникших до даты приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки.

3. Приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала жилое помещение должно находиться на территории Российской Федерации.

4. Жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

5. Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

7. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа, в том числе обеспеченного ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с одной из организаций, являющейся:
1) кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»;
2) утратил силу. — Федеральный закон от 08.03.2015 N 54-ФЗ;
3) кредитным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ «О кредитной кооперации», осуществляющим свою деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации;
4) иной организацией, осуществляющей предоставление займа по договору займа, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой.

8. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения при условии предоставления лицом, получившим сертификат, или его супругом (супругой) документа, подтверждающего получение им займа путем безналичного перечисления на счет, открытый лицом, получившим сертификат, или его супругом (супругой) в кредитной организации.

Статья 11. Направление средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми)

1. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любой образовательной организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг.

2. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены:
1) на оплату платных образовательных услуг, оказываемых по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам;
2) утратил силу с 1 февраля 2012 года. — Федеральный закон от 16.11.2011 N 318-ФЗ;
3) на оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования как родным ребенком (детьми), так и усыновленным (усыновленными), в том числе первым, вторым, третьим ребенком и (или) последующими детьми. Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, на дату начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет.

4. Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 11.1. Направление средств материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов

1. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на основании заявления о распоряжении направляются на приобретение допущенных к обращению на территории Российской Федерации товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации путем компенсации расходов на приобретение таких товаров и услуг (за исключением расходов на медицинские услуги, а также на реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предусмотренные федеральным «перечнем» реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным «законом» от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Перечень товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Приобретение товаров, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, подтверждается договорами купли-продажи, либо товарными или кассовыми чеками, либо иными документами, подтверждающими оплату таких товаров. Наличие приобретенного для ребенка-инвалида товара подтверждается актом проверки, составленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания.

3. Приобретение услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, подтверждается договорами об их оказании, заключенными с организациями или индивидуальными предпринимателями в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

4. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, как для родного ребенка-инвалида (детей-инвалидов), так и для усыновленного (усыновленных), в том числе первого, второго, третьего ребенка-инвалида и (или) последующих детей-инвалидов.

5. Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Направление средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии

1. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала по представленному женщинами, перечисленными в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, заявлению о распоряжении могут направляться на формирование накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ «О накопительной пенсии», Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

2. Женщины, выбравшие направление средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии, до дня назначения накопительной пенсии вправе отказаться от использования средств (части средств) по указанному направлению при условии осуществления их использования по направлению (направлениям), предусмотренному (предусмотренным) статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона.

3. Заявление об отказе от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии может быть подано в сроки, установленные частью 6 статьи 7 настоящего Федерального закона.

4. Правила отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

5. Женщины, перечисленные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, не принявшие решение о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, вправе при назначении накопительной пенсии учесть средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в составе пенсионных накоплений.

Когда не будут выплачивать материнский капитал?

Статья 13. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 года и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2018 года.
2. Установить, что заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала в первом полугодии 2010 года подается до 1 октября 2009 года.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
29 декабря 2006 года
N 256-ФЗ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *