Единый социальный налог и налог на доходы физических лиц

Содержание:

Единый Социальный Налог (ЕСН)

С 1-го января 2010 года глава НК РФ о едином социальном налоге утратила силу. Законодателем была введена новая система обложения, именуемая страховыми сборами.

Что нужно знать о ЕСН

Кто является налогоплательщиком?

Обязанность по оплате страховых взносов возникает:

  • у работодателей с сумм, выплачиваемых сотрудникам;
  • у индивидуальных предпринимателей (фиксированные ставки).

Максимальный размер взносов вынуждены платить именно предприятия, привлекающие работников по трудовым договорам. Ежеквартально представителями налогоплательщика направляются отчеты о начисленных суммах, а также вносятся авансовые платежи.

Порядок исчисления ЕСН

Ставка страховых сборов значительно увеличена. В 2013 году она составляет 30 процентов, однако в 2014 году планируется вновь поднять ее размер еще на 4 процента. Распределение указанной суммы осуществляется между тремя основными внебюджетными фондами страны:

Указанные показатели применяются только в отношении начисления и уплаты страховых взносов на доходы физических лиц, получающих доходы на территории РФ и не зарегистрированных в качестве ИП.

Дифференцированные и льготные ставки

В целях обеспечения развития стратегических направлений хозяйствования, законодателем были введены пониженные ставки страховых сборов. Предприятия, отнесенные к льготным категориям в 2013-2014 гг. будут платить лишь 27,1 процентов с доходов, полученных сотрудниками. Кроме того, исчисление взноса для лиц, получивших более 568-ми тысяч за год, работодатель проведет по ставке в 10 процентов.

Юристы акцентируют внимание на том, что обязанность по уплате взносов лежит на работодателе. Уменьшать заработную плату на сумму отчислений предприятия не имеют права.

Налог на доходы физических лиц и ЕСН. Что изменилось?

А. ИВАНОВ, главный бухгалтер

Изменения, которые были внесены в Налоговый кодекс, затронули налог на доходы физических лиц и ЕСН. Налог на доходы был дополнен новым социальным вычетом. Граждане смогут им воспользоваться по итогам 2002 года. По другой ставке налога будут облагаться выигрыши в лотереях. Снижены ставки по ЕСН для предпринимателей и адвокатов. В этой статье мы расскажем обо всех изменениях.

Налог на доходы физических лиц

Некоторые доходы граждан будут облагаться по более низким ставкам. Так, доход от выигрыша в лотерею теперь облагается по ставке 13 процентов. Раньше ставка налога составляла 35 процентов. Это изменение вступило в силу задним числом — 1 января 2002 года.

Если с вас удержали налог по ставке 35 процентов, то не позднее 30 апреля 2003 года вам нужно подать в налоговую инспекцию декларацию о доходах и попросить пересчитать налог. Сумма переплаченного налога будет вам возвращена.

Еще одно нововведение. Если раньше налог должны были удерживать и перечислять в бюджет организаторы лотерей, то теперь его платит человек, получивший выигрыш.

Пример 1.љљљљљљ В мае 2002 года А.Н. Иванов выиграл в лотерею 120 000 руб. С него был удержан налог на доходы в сумме 42 000 руб. (120 000 руб. х 35%).

В 2003 году Иванов должен подать декларацию о доходах и попросить инспекцию пересчитать налог.

Сумма налога, которую обязана вернуть инспекция, составит:

42 000 руб. — 120 000 руб. х 13% = 26 400 руб.

Появился новый социальный налоговый вычет. Теперь любой человек может уменьшить свой доход на сумму денег, переданных безвозмездно религиозным организациям. Правда, этот вычет не может быть больше 25 процентов от дохода, который человек получил в 2002 году.

Обратите внимание: фирма может уменьшить доход сотрудника только на стандартные налоговые вычеты. Социальные вычеты фирма не предоставляет. Их человек может получить в своей налоговой инспекции после сдачи декларации о доходах за прошедший год.

Это изменение вступает в силу также 1 января 2002 года.

Пример 2.љљљљљљ Доход С.Н. Петрова за 2002 год составил 70 000 руб. Для упрощения примера предположим, что права на стандартные вычеты Петров не имеет.

В 2002 году Петров безвозмездно передал Русской православной церкви 20 000 руб. Он может воспользоваться новым социальным налоговым вычетом. Максимальная сумма вычета:

70 000 руб. х 25% = 17 500 руб.

Социальный вычет не может превышать эту сумму.

Петров должен заплатить налог с дохода:

70 000 руб. — 17 500 руб. = 52 500 руб.

Некоторые изменения затронули доходы граждан, полученные:

— по договорам пенсионного страхования и обеспечения;

— по операциям с паями инвестиционных фондов.

Так, например, не будут облагаться налогом взносы по договорам пенсионного страхования, которые фирма заплатила за своих сотрудников. Это правило действует при условии, если договор заключен с организацией, которая занимается исключительно страхованием жизни и пенсий.

А вот доходы от продажи паев инвестиционных фондов будут облагаться налогом. Правда, такой доход можно будет уменьшить на сумму, которую человек израсходовал на покупку пая.

Все эти изменения вступят в силу только 1 января 2003 года, поэтому сейчас подробно рассматривать их мы не будем.

Единый социальный налог

Значительно снижены ставки ЕСН для предпринимателей. Снижение ставок коснулось той суммы налога, которая перечисляется в федеральный бюджет.

Обратите внимание: налог по новым ставкам предприниматели начисляют только со своего дохода. Ставки ЕСН, по которым облагают доходы людей, работающих у предпринимателя, не изменились.

Новая ставка будет действовать с 1 января 2002 года до 1 января 2003 года.

Как изменилась ставка ЕСН, показано в таблице.

Доход, облагаемый ЕСН

Ставки ЕСН, по которым налог перечисляется в федеральный бюджет (для предпринимателей)

Рассчитываем единый социальный налог

Глава Налогового кодекса, посвященная ЕСН, пожалуй, самая короткая из второй части Кодекса. Но, это, к сожалению, вовсе не означает, что проблем и вопросов при исчислении и уплате единого социального налога не возникает. Надеемся, что после прочтения пошагового алгоритма расчета ЕСН с выплат штатным сотрудникам, сложностей у начинающих бухгалтеров станет меньше.

На что начисляется налог

На первый взгляд, единый социальный налог на выплаты штатным сотрудникам очень схож с налогом на доходы физических лиц. Точно так же, как и в НДФЛ, бухгалтеру нужно отслеживать суммы по каждому сотруднику в отдельности, исчисляя с них налог. Но при этом в отличие от НДФЛ в расчет берутся не реально выплаченные суммы, а суммы, начисленные в пользу каждого из сотрудников (ст. 242 НК РФ). Кроме того, суммы считаются не помесячно, а нарастающим итогом с начала года (п. 2 ст. 237 НК РФ). Рассчитанные таким образом суммы в конечном итоге и становятся базой для расчета налога.

Пример.
Предположим, в организации работают три сотрудника: генеральный директор, оклад которого составляет 70 тыс. руб. в месяц, главный бухгалтер с окладом 50 тыс. руб. в месяц и менеджер по продажам с окладом в 40 тыс. руб. в месяц.

Соответственно, для расчета ЕСН бухгалтеру надо каждый месяц определять нарастающим итогом сумму выплат, начисленных в пользу каждого из сотрудников. В результате получаем: в январе база по генеральному директору составит 70 тыс. руб., по главбуху 50 тыс. рублей, а по менеджеру — 40 тыс.рублей. В феврале эти суммы удвоятся и составят соответственно 140 тыс. рублей, 100 тыс. рублей и 80 тыс. рублей. В марте база будет уже 210, 150 и 120 тыс. рублей и так далее.

Сумма единого социального налога, которую надо заплатить в бюджет, определяется ежемесячно.Ведь пункт 3 статьи 243 Налогового кодекса требует уплачивать ежемесячные авансовые платежи, размер которых определяется на основании фактически начисленных за этот месяц сумм. Но, так как налоговая база определяется нарастающим итогом, то при определении суммы налога, который надо заплатить в конкретном месяце, налог нужно скорректировать на суммы, уже перечисленные ранее в бюджет с выплат, начисленных этому сотруднику (п. 3 ст. 243 НК РФ).

Это не единственный нюанс, который нужно учесть при определении суммы налога. Дело в том, что ставки ЕСН снижаются при увеличении суммы выплат в пользу сотрудника (именно поэтому их и нужно считать отдельно по каждому лицу).

Так, при выплатах до 280 тыс. руб. включительно совокупная ставка ЕСН равна 26%. Но как только сумма выплат (а она, напомним, считается нарастающим итогом) превысит 280 тыс., то ставка налога уменьшается. Она составит 72 800 рублей плюс 10 процентов от суммы, превышающей 280 тыс. рублей. Ну, а если сумма выплат превысит 600 тыс. рублей, то ставка снизится до 104 800 рублей в месяц, к которым прибавляется всего 2 процента от суммы, превышающей 600 тыс. рублей (п. 1 ст. 241 НК РФ). Посмотрим, как это выглядит на примере.

Возьмем условия из предыдущего примера.

В январе сумма авансового платежа в нашей организации из трех человек составит 70 000 х 26%+50 000 х26% +40 000 х26% =41 600 руб.

В феврале сумма авансового платежа будет рассчитываться уже с учетом уплаченных 41 600 руб. и поэтому останется без изменения: (140 000 х 26%+100 000 х 26% +80 000х 26%) – 41 600 = 41 600 руб. Аналогичным образом поступим и в марте-апреле. А вот в мае уже придется применить регрессивную ставку по заработной плате генерального директора, которая по итогам 5 месяцев составит 350 тыс. рублей. В итоге формула расчета будет выглядеть уже так: (72800+((350 000-280 000) х 10%) + 250 000 х 26% + 200 000 х 26%) – 41600 х 4. И в итоге получится сумма налога, равная 30400 рублей.

В июне регрессия будет уже у двух работников организации, т.к. выплаты в пользу главбуха с начала года также превысят 280 тыс. рублей. А это значит, что величина ежемесячного платежа снизится и составит 27 200 руб. (72 800+(420 000 — 280 000) х 10%) + (72 800 + (300 000 – 280 000) х 10%) + 240 000 х 26%) – 41600 х 4 – 30 400).

Как видим, расчет ЕСН дело достаточно трудоемкое и требует внимательности. Но самое интересное, что данный расчет еще не окончательный.

Распределяем налог по бюджетам

После того, как сумма платежа определена, его нужно распределить между несколькими бюджетами. Дело в том, что ЕСН только по своему названию единый налог. В действительности же он уплачивается в четыре разных бюджета. Это федеральный бюджет, бюджет Фонда социального страхования (ФСС), бюджет федерального Фонда медицинского страхования (ФФОМС) и бюджет территориального Фонда медицинского страхования (ТФОМС). Правильно распределить получившуюся сумму налога между бюджетами — также обязанность бухгалтера организации.

Процентное соотношение сумм между бюджетами зафиксировано в пункте 1 статьи 241 Налогового кодекса и привязано к налоговой базе по каждому сотруднику. Так, из 26%, которыми облагаются выплаты, не превышающие 280 тыс. рублей, в федеральный бюджет поступает 20%, в бюджет ФСС 2,9%, в ФФОМС 1,1% и в ТФОМС 2 %.

Ознакомьтесь так же:  Пособия и материалы логопеда

Это значит, что в нашем примере сумма платежа за январь – апрель (она, напомним, составляет 41 600 руб. ежемесячно) будет распределяться в следующих пропорциях: в федеральный бюджет уйдет 32 000 руб., в ФСС 4 640 руб., в ФФОМС 1 760 руб. и в ТФОМС 3 200 руб.

А вот с началом регрессии ситуация становится сложнее. Так, с выплат превышающих 280 тыс. рублей, налог распределяется следующим образом: 56 000 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 280 тыс. руб., уходит в федеральный бюджет. Фонду соцстраха достается 8 120 руб. + 1% от суммы превышения. ФФОМС и ТФОМС получают 3 080 руб. + 0,6% и 5 600 руб. + 0,5% соответственно.
Ну, а при выплатах, превышающих 600 тыс. руб., расклад ЕСН между бюджетами выглядит вот как: 81 200 руб. + 2% от суммы, превышающей 600 тыс. руб., отправляется в федеральный бюджет. Твердая сумма в 11 320 руб. уходит в ФСС. ФФОМС и ТФОМС получают также фиксированные суммы в размере 5 тыс. руб. и 7 200 руб. соответственно.

Проиллюстрируем это на примере.

Возьмем данные предыдущего примера. В январе-апреле суммы между бюджетами будут распределяться так, как указано в таблице:

ЕСН и НДФЛ: хорошо забытое новое

«Готовь сани летом, телегу — зимой», — говорит русская пословица. По-видимому, именно этим руководствовались законодатели, когда летом принимали поправки в Налоговый Кодекс. Изменения внесены Федеральными законами от 22 июля 2008 г. № 158-ФЗ и от 22 июля 2008 г. № 121-ФЗ. Чтобы не пришлось вспоминать другую пословицу — «На охоту ехать — собак кормить» — и учитывая, что поправки уже вступили в силу, стоит разобраться, на что обращать внимание бухгалтерской службе, решившей встретить изменения во всеоружии

Приятный сюрприз

Во-первых, изменения касаются физических лиц, получающих займы. Суть нововведения такова: уменьшается размер материальной выгоды от экономии на процентах по займам, полученным в рублях. Это требование прописано в пп. 1 п. 2 ст. 212 НК РФ. Если ранее бухгалтер применял при расчете материальной выгоды коэффициент 3/4 от ставки рефинансирования, действовавшей на момент получения налогоплательщиком дохода, то теперь данный коэффициент равен 2/3.

Пример 1

1 февраля 2009 г. ООО «Стрела» выдало беспроцентный заем сотруднику Коновалову К.У. в размере 2 500 000 рублей до 1 сентября 2009 г. Работник вернул заем именно в этот день. Бухгалтер должен рассчитать материальную выгоду от экономии на процентах и удержать НДФЛ.

Ставка рефинансирования, действовавшая на момент выдачи займа, была равна 10%.

Таким образом, материальная выгода составила
2 500 000 × 10% × 2/3 × (28+31+30+31+30+31+31) / 365 = 96803,65 рублей

Налог будет равен 96803,65 × 13% = 12584 рублей.

Кроме того, заемщикам в банках будет приготовлен приятный сюрприз в виде уменьшения суммы процентов по рублевым вкладам, которая облагается НДФЛ. Ранее из суммы процентов, начисленных в соответствии с условиями договора, следовало вычесть проценты, рассчитанные исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ. По новым нормам на основании ст. 214.2 и п. 27 ст. 217 НК РФ из суммы процентов, начисленных в соответствии с условиями договора, следует вычесть проценты, рассчитанные исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на пять процентных пунктов.

Таким образом, независимо от того, кто давал физическому лицу заем — банковское учреждение или рядовая организация — под НДФЛ подпадает однозначно меньшая сумма.

внимание

Если сотрудник компании пишет заявление о предоставлении двойного вычета, он должен представить в бухгалтерию, помимо заявления, свидетельство о смерти родителя ребенка или свидетельство о разводе и письменное заявление второго родителя об отказе использования вычета на ребенка. Кроме того, родитель, который претендует на двойной вычет, не должен состоять в браке.

Проценты за жилье

Кроме того, довольно распространенной является ситуация, когда организация-работодатель возмещает свои сотрудникам проценты по займам, потраченным на покупку или строительство жилья. Отныне компании, применяющие данную практику, могут рассчитывать на налоговое послабление. Если сумма указанных выплат не превышает 3% от расходов на оплату труда, то фирма вправе учесть эти средства при расчете налога на прибыль. В этом случае на основании п. 40 ст. 217 у сотрудника не возникнет обязанность выплачивать НДФЛ. Выгодна данная ситуация и плательщикам ЕСН на основании пп. 17 п. 1 ст. 238 — налог в данной ситуации платить не придется. В том случае, если порог в 3% от расходов на оплату труда будет превышен, то суммы превышения бухгалтерии предприятия придется удержать с работника в виде НДФЛ. Для справки: в аналогичной ситуации единый социальный налог с суммы превышения выплачиваться все равно не должен, так как выплата не может быть учтена при расчете налога на прибыль.

Пример 2

В 2008 году сотрудник ЗАО «Формат» Кузьмичев И.В. взял кредит в размере 2 000 000 рублей на покупку квартиры. В 2009 году компания оплатила проценты по займу за 2009 год в размере 300 000 рублей. Фонд оплаты труда ЗАО «Формат» за 2009 год составляет 9 миллионов рублей.

9 000 000 × 3% = 270 000 рублей.

Таким образом, сумму в размере 270 000 предприятие может учесть в расчете налога на прибыль. 30 000 не будут приниматься к уменьшению налоговой базы. НДФЛ с Кузьмичева И.В. по данной операции составит
30 000 × 13% = 3 900.

Итак, не надо платить НДФЛ с сумм, полученных из бюджета на погашение процентов по кредитам и займам, а также на приобретение или строительство жилого помещения. Для налогоплательщиков это дает возможность заявить к возмещению излишне уплаченный налог. К сожалению, те, кто уплатил его и оформил имущественный налоговый вычет до 1 января 2008 года, воспользоваться данной нормой уже не смогут.

внимание

Независимо от того, кто давал физическому лицу заем — банк или организация — под обложение НДФЛ с 2009 года подпадает меньшая сумма, чем по прежним правилам.

Выгода компаний от уплаты за сотрудников процентов по займам на приобретение жилья будет распространяться не только на НДФЛ, но также на ЕСН и налог на прибыль. Правда, на данное налоговое послабление распространяется временное ограничение: оно будет действовать до 1 января 2012 года.

Если компания возмещает работнику уплату процентов по займам, истраченным на покупку или строительство жилья, то с этих сумм ЕСН начислять не нужно при условии, что данные выплаты отражены в учете при расчете налога на прибыль. Если же указанные суммы в налоговом учете не принимаются, то вступает силу другая норма — п. 3 ст. 236 НК РФ — и ЕСН опять-таки не начисляется.

Вернемся к условиям примера 2. С 270 000 рублей ЕСН не начисляется на основании пп. 17 п. 1. ст. 238 НК РФ, с 30 000 рублей данный налог не начисляется на основании п. 3 ст. 236 НК РФ.

внимание

Если предприятие возмещает своему сотруднику уплату процентов по займам, которые были потрачены на покупку или строительство жилья, с этих сумм начислять ЕСН не нужно.

Выгодное обучение

С 1 января не будет облагаться НДФЛ плата за обучение всех физических лиц. Согласно п. 21 ст. 217 НК РФ, от его начисления избавлены суммы платы за обучение по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, за профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус. А это означает, что не облагается налогом плата за обучение сотрудника, будь то профессиональная переподготовка, дополнительное образование, а также получение второго образования. Это же относится к получению образования членами семьи работника фирмы. При учете оплаты за обучение бухгалтеры должны подтверждать только наличие лицензии у компании, которая будет проводить учебный курс.

внимание

Тот, кто уплатил НДФЛ с сумм, полученных из бюджета на погашение процентов по кредитам и займам, и воспользовался имущественным налоговым вычетом до 1 января 2008 года, к сожалению, не может рассчитывать на возмещение излишне уплаченного налога.

«Детские» поблажки

Если приведенные выше случаи касаются не всех налогоплательщиков, то следующие изменения более универсальны. Во-первых, увеличен размер дохода, в рамках которого налогоплательщик имеет право на стандартный налоговый вычет. Отныне на основании пп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ вычет в размере 400 рублей будет применяться ежемесячно до того месяца, в котором доход превысит 40 000 рублей. Ранее порог был равен 20 000 рублей.

Кроме того, увеличен как размер стандартного вычета на детей, так и порог дохода, при котором этот вычет применяется. С 1 января первый равен 1000 рублей, а второй — 280 000 рублей. Это означает, что при оформлении работниками заявлений следует указывать в них новый размер вычетов.

До недавних дней не был однозначно отрегулирован вопрос двойного вычета одиноким родителям — эта норма предусмотрена пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ. Так как в законе не было однозначно прописано, каких именно родителей считать одинокими, то применение данной нормы вызывало трудности. Теперь существует уточнение, согласно которому вычет в двойном размере будет предоставляться только одному родителю. Как только он вступает в брак, со следующего месяца он может пользоваться только одинарным вычетом. Данной нормой может также воспользоваться и второй из родителей, при условии, что первый откажется от вычета, представив заявление в письменном виде.

внимание

Особо следует остановиться на применении льготы по НДФЛ, применяемой к суммам, которые физические лица получают из бюджета. Речь идет о нормах п. 35 и п. 36 ст. 217 НК РФ. Данными изменениями отодвинули временной интервал на применение льготы по правоотношениям, возникшим с 1 января 2005 г. Напомним, что ранее речь шла о 1 января 2006 г.

Учить — ЕСН не платить

До 1 января под обложение ЕСН не подпадали выплаты на повышение профессионального уровня работников. Это правило было закреплено в пп. 2 ст. 238 НК РФ. Причем под повышением профессионального уровня понималось, что при этом сотрудник в обучении не нуждается. Теперь согласно пп. 16 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса не будут облагаться ЕСН оплаты обучения по основным и дополнительным образовательным программам на профессиональную подготовку и переподготовку работников. Принципиальным является условие, в соответствии с которым эти расходы следует учитывать при расчете налога на прибыль. По сути, они должны быть экономически оправданными.

Однако, по мнению экспертов, эта оговорка с точки зрения объекта единого социального налога нужна только для того, чтобы разграничить основания для неначисления ЕСН. Потому что если расходы на обучение не будут учтены для налога на прибыль, то основание для неначисления ЕСН все равно остается, только теперь уже в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ.

Кроме того, в пп. 16 п. 1 ст. 238 НК РФ речь идет о суммах на обучение работников. В отличие от п. 21 ст. 217 Налогового кодекса, действие указанной выше статьи распространяется и на членов семей. Про тех, кто не является работником, а только собирается заключить трудовое соглашение с компанией (например, по окончании обучения), в пп. 16 п. 1 ст. 238 НК РФ ничего не сказано. Но если эти расходы могут учитываться при расчете налога и эта операция была проведена, то объекта ЕСН не возникнет на основании п. 1 ст. 236 вышеназванного Кодекса, так как выплат по трудовому и гражданско-правовому договору в этом случае нет.

Ознакомьтесь так же:  Исаак калина увольнение

Бухгалтерский учет в торговле 2001’1

Единый социальный налог и проблемы корректировки налога от фактической прибыли

Единый социальный налог (взнос)

Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС) и фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь, заменяет собой страховые взносы, уплачиваемые во внебюджетные страховые фонды.

Налогоплательщиками единого социального налога являются (ст. 235 НК РФ):

работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе:
организации;
индивидуальные предприниматели;
родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
крестьянские (фермерские) хозяйства;
физические лица;

  • индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты.
  • Таким образом, с 01.01.2001 удержание страховых взносов из начисленных физическим лицам сумм не производится.

    Также освобождаются от уплаты единого социального налога (ст. 239 НК РФ):

    • Работодатели, производящие выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, и сами иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории РФ деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, в случаях, если в соответствии с законодательством РФ указанные лица не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, фондов обязательного медицинского страхования. При этом налог не уплачивается только в той части, которая подлежит зачислению в фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает правом.
      Пример 1. Работающие на предприятии на основании заключенных трудовых договоров иностранные граждане не имеют права на получение пенсионного обеспечения за счет средств ПФР, но пользуются правом на получение пособий по временной нетрудоспособности (в рамках обязательного социального страхования) и медицинской помощи (в рамках обязательного медицинского страхования).
      На суммы выплачиваемых указанным работникам доходов начисляются налоги (взносы) в части, подлежащей зачислению в ФСС и ФОМС. Налог по ставкам, предусмотренным для ПФР, не исчисляется.
    • Работодатели, выплачивающие доходы работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп, в сумме, не превышающей 100 000 руб. за налоговый период — календарный год.
      Пример 2. Работник предприятия является инвалидом II группы. В течение 2001 г. ему начислено заработной платы (другие выплаты в его пользу не производились) 108 000 руб. — по 9 000 руб. ежемесячно.
      За период январь — ноябрь (11 месяцев) доход работника составил 99 000 руб. (9 000 руб. * 11 мес.), которые не включаются в базу для начисления единого социального налога.
      В декабре исчисленный с начала года доход работника составил 108 000 руб. (9 000 руб. * 12 мес.), из которых 8 000 руб. подлежат налогообложению.
    • Следующие категории работодателей (за исключением тех из них, которые занимаются производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов) — с сумм доходов, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника:
    • общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, и их структурные подразделения;
    • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработанной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;
    • учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов:
    • Таким образом, организации, в 2000 г. освобожденные от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, в 2001 г. становятся плательщиками единого социального налога, как только доход на каждого отдельного работника превысит в течение налогового периода 100 000 руб.
    • Налогоплательщики, занимающиеся предпринимательской или иной индивидуальной профессиональной деятельностью, уплачивающие единый социальный налог за себя (подп. 2 п. 1 ст. 235 НК РФ), являющиеся инвалидами I, II и III групп, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода; при этом на доходы, превышающие установленный предел, единый социальный налог не начисляется по ставкам, установленным в части налога, зачисляемого в ФСС РФ.

    Не являются налогоплательщиками организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с нормативными (правовыми) актами субъектов Российской Федерации на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в части доходов, получаемых от осуществления этих видов деятельности (п. 3 ст. 235 НК РФ).

    Объектом налогообложения для исчисления налога работодателями признаются (п. 1 ст. 236 НК РФ):

    а) выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам.
    Согласно п. 5 ст. 236 НК РФ, сумма вознаграждения, учитываемая при определении налоговой базы в части авторского и лицензионного договоров, определяется с учетом расходов, понесенных в связи с созданием, исполнением (и тому подобное) авторского произведения, т.е. аналогично тому, как определяется сумма, включаемая в доход, в целях исчисления налога на доходы физических лиц;

    б) выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты, выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, являются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 руб. в расчете на календарный месяц, в том случае, если они производятся налогоплательщиками (за исключением работодателей — физических лиц) в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиками трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором.
    Указанные выплаты не включаются в налоговую базу в том случае, если они производятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.
    Источник выплаты должен быть отражен в бухгалтерском учете.
    В связи с этим следует отметить, что в 2000 г. аналогичные выплаты (в том числе выплаты неработающим пенсионерам, стоимость оплачиваемых и бесплатно выдаваемых детям работников организаций кондитерских наборов и билетов на праздничные детские представления к Рождеству Христову и Новому году, расходы по оплате содержания детей работников в оздоровительных лагерях и т.п.) не включаются в базу для начисления страховых взносов (см. п. 7 Разъяснении по применению перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, утвержденных Постановлением Пенсионного фонда РФ от 15.09.97);

    в) дополнительная материальная выгода.
    В соответствии с п. 4 ст. 236 НК РФ в составе доходов учитываются следующие виды дополнительных материальных выгод, получаемых работником и (или) членами его семьи за счет работодателя, за исключением случаев, когда материальная выгода образуется в результате получения услуг или сумм взамен этих услуг, на основании законодательства РФ, законодательства субъектов РФ или решений органов местного самоуправления. К такой дополнительной материальной выгоде относятся, в частности:

    • дополнительная выгода от оплаты (полностью или частично) работодателем приобретаемых для работника и (или) членов его семьи товаров (работ, услуг) или прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника;
    • дополнительная выгода от приобретения работником и (или) членами его семьи у работодателя товаров (работ, услуг) на условиях, более выгодных по сравнению с предоставляемыми в обычных условиях их продавцами, не являющимися взаимозависимыми с покупателями (клиентами);
    • материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях, определяемая по правилам, предусмотренным п. 2 ст. 212 настоящего Кодекса;
    • материальная выгода, получаемая работником в виде суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подп. 9 п. 1 ст. 238 настоящего Кодекса) в случаях, когда страховые взносы полностью или частично вносились за него работодателем.

    Таким образом, налогооблагаемая база для единого социального налога существенно отличается от базы для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды в 2000 г. и является более широкой.

    Во-первых, отсутствует условие обязательной связи выплаты, произведенной работодателем в пользу работника предприятия, с трудовыми результатами (исполнением служебных обязанностей и т.п.; см. с. 212).

    Во-вторых, в 1997- 2000 гг. не начислялись страховые взносы во внебюджетные фонды на суммы материальной выгоды, поскольку она не квалифицировалась как выплата, начисленная в пользу работника (см. письмо ПРФ от 15.06.99 № ЕВ-16-27/5567 «О начислении страховых взносов в ПФР»).

    В том числе не начислялись страховые взносы в ПФР на материальную выгоду, полученную работником в результате реализации ему продукции в счет начисленной в денежном эквиваленте оплаты труда по цене ниже себестоимости или цены приобретения (например, по бартеру) (см. письмо ПФР от 25.04.2000 № КА-16-25/3480 «О начислении страховых взносов на выплаты, начисленные в пользу работников»).

    Налогооблагаемая база определяется как разница между суммой доходов, являющихся объектом налогообложения, и суммами, не подлежащими налогообложению (ст. 238 НК РФ).

    В целом состав доходов, не подлежащих обложению единым социальным налогом, почти полностью повторяет Перечень выплат, на которые не начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

    Несмотря на то что порядок определения налогооблагаемой базы по единому социальному налогу практически совпадает с порядком определения базы по налогу на доходы физических лиц, перечни доходов, не включаемых в состав доходов, подлежащих налогообложению указанными налогами, частично не совпадают. Отметим следующие отличия.

    1. Выплаты, на которые не начисляется единый социальный налог, но из которых удерживается налог на доходы с физических лиц:
      пособия по временной нетрудоспособности;
      компенсация за неиспользованный отпуск, выплачиваемая при увольнении работника;
      суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций;
      оплата расходов на содержание детей своих работников в детских дошкольных учреждениях и оздоровительных лагерях, являющихся российскими юридическими лицами, и лагерях, находящихся на балансе работодателей, при условии, что указанные выплаты осуществляются из прибыли, остающейся в распоряжении работодателя после уплаты налога на доходы организации. В налоговую базу по налогу на доходы физических лиц не включаются только суммы в пределах установленных Постановлением Верховного Совета РФ от 06.03.92 № 2464-1;
      суммы страховых платежей (пенсионных взносов), выплачиваемых организацией по договорам добровольного страхования (договорам добровольного пенсионного обеспечения) своих работников, заключенным со страховщиками и (или) негосударственными пенсионными фондами, соответственно за счет средств, оставшихся в ее распоряжении после уплаты налога на доходы организации. В налоговую базу по налогу на доходы физических лиц не включаются суммы страховых (пенсионных) взносов, уплачиваемые за физических лиц из средств организаций и (или) иных работодателей при заключении работодателями договоров добровольного пенсионного страхования (договоров о добровольном негосударственном пенсионном обеспечении), только в части сумм, не превышающих 10 000 руб. в год на одного работника (ст. 18 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ). С 1 января 2002 г. указанные суммы не будут включаться в налогооблагаемый доход при условии, что общая сумма страховых (пенсионных) взносов не превысит 2000 руб. в год на одного работника.
    2. Выплаты, на которые начисляется единый социальный налог, но из которых не удерживается налог на доходы с физических лиц:
      1) выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, в части, превышающей 10 000 руб. в год;
      2) кроме того, возникает вопрос о начислении налога на оплачиваемую работодателем стоимость проезда к месту проведения отпуска и обратно иным категориям работников (например, судьям, таможенникам и др.), для которых также предусмотрена данная льгота. На наш взгляд, единый социальный налог не должен начисляться на все суммы льгот, если они предусмотрены действующим законодательством. Это обусловлено тем, что согласно подп. 11 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежит обложению единым социальным налогом стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая работодателем лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ.
    Ознакомьтесь так же:  Приказ 1233

    Имеются некоторые отличия между налоговой базой для исчисления налога в части, зачисляемой в ПФР и ФОМС, и налоговой базой при исчислении налога в части, подлежащей зачислению в ФСС: не включаются в налогооблагаемую базу при исчислении налога в части суммы, зачисляемой в ФСС, любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

    Это требует выделения сумм, выплачиваемых по указанным договорам в учете.

    Ставки единого социального налога установлены ст. 241 НК РФ. Несмотря на то что речь идет об одном (едином) налоге, фактически он представляет собой сумму выплат (взносов), начисленных по соответствующим ставкам в различные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ФОМС (федеральный и территориальный фонды); взносы в ГФЗН начиная с 2001 г. не начисляются). Таким образом, совокупная ставка (графа «Итого» таблицы) носит лишь справочный характер.

    Для того чтобы иметь право на применение регрессивных (уменьшающихся по мере увеличения дохода) ставок, предприятия должны отвечать установленному критерию.

    Согласно п. 2 ст. 241 НК РФ, регрессивную шкалу ставок налогоплательщики-работодатели могут применять при условии, если в предыдущем налоговом периоде (в предыдущем календарном году) величина налоговой базы в среднем на одного работника превышала 50 000 руб.

    Обратите внимание. Право налогоплательщиков применять регрессивную шкалу ставок в течение 2001 г. (переходного периода) возникает в случае, если фактический размер выплат, начисленных в среднем на одного работника и принимавшихся за базу при расчете платежей в государственные внебюджетные фонды во втором полугодии 2000 г., превышал 25 000 руб. (ст. 245 НК РФ).

    При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника в организациях с численностью работников свыше 30 человек не учитываются 10% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а в организациях с численностью работников до 30 человек (включительно) — 30% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.

    Налогоплательщики, не соответствующие указанному критерию, уплачивают налог по ставкам, предусмотренным для размера налоговой базы на каждого отдельного работника до 100000 руб. независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.

    Пример 3. На малом предприятии (численность работающих 20 человек) размер базы, на которую начислялись страховые взносы во внебюджетные фонды, за второе полугодие 2000 г. (с июля по декабрь) составил 500100 руб., из которых 158000 руб. были начислены шестерым (20 чел. * 30% = 6 чел.) наиболее высоко оплачиваемым работникам.

    Размер выплат, начисленных в среднем на одного работника, определяемый по правилам ст. 245 НК РФ, составил:

    (500 100 руб.-158 000 руб.)/ (20 чел.-6 чел.) = 244 35,71 руб.

    Ставки единого социального налога, установленные для работодателей (п. 1 ст. 241 НК РФ)

    Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года

    Глава 11 Аудит единого социального налога и налога на доходы физических лиц

    Изучив эту главу, вы узнаете:

    – цели и задачи аудита единого социального налога и налога на доходы физических лиц;

    – перечень основных документов, на основании которых проводится аудит единого социального налога и налога на доходы физических лиц;

    – последовательность работ при проверке единого социального налога и налога на доходы физических лиц;

    – основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита единого социального налога и налога на доходы физических лиц.

    Целью аудита единого социального налога (ЕСН) и налога на доходы физических лиц является установление соответствия порядка исчисления этих налогов требованиям налогового законодательства.

    Задачами аудита ЕСН и НДФЛ является оценка:

    – систем синтетического и аналитического учета расчетов по этим налогам;

    – формирования налоговой базы и отсутствия неправомерно исключенных выплат;

    – определения сумм, не подлежащих обложению ЕСН и НДФЛ;

    – отражения налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;

    – соблюдения налогового законодательства при формировании налоговой базы;

    – полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов.

    Основные нормативные документы:

    • Налоговый кодекс Российской Федерации, главы 23 и 24;

    Предоставляемые аудитору документы: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), главная книга или оборотно‑сальдовая ведомость, Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, учетная политика для целей налогообложения, регистры бухгалтерского учета по счетам 70, 68, субсчет «Расчеты по налогу на доходы с физических лиц», 69, субсчет «Расчеты по единому социальному налогу», налоговые декларации, реестры по НДФЛ, ведомости по начислению заработной платы, трудовые договоры, штатное расписание, кадровые приказы, приказы по отдельным видам начислений и удержаний, коллективный договор или положение о премировании, налоговые карточки, карточки по ЕСН на отдельных работников согласно выборке, другие документы, подтверждающие применение организацией налоговых льгот.

    Работы при проведении аудита ЕСН и НДФЛ можно разделить на три последовательных этапа: ознакомительный, основной и заключительный.

    Основной задачей аудита ЕСН и НДФЛ является проверка правильности формирования налоговой базы. Аудитору необходимо выполнить следующие процедуры:

    – оценку систем бухгалтерского учета;

    – оценку аудиторских рисков;

    – расчет уровня существенности;

    – определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;

    – анализ правовых актов, регулирующих социально‑трудовые отношения;

    – анализ организации документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.

    Выполнение вышеуказанных процедур на данном этапе позволит рассмотреть такие существенные факторы, как существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

    Перед проведением аудита ЕСН и НДФЛ аудитору необходимо проанализировать операции, которые имели место в течение проверяемого периода, а именно:

    • изменение методологии ведения бухгалтерского учета, а также методологии расчета налогов;

    • внедрение новых видов начислений и удержаний при расчете заработной платы и заключении договоров подряда.

    В связи с тем что в последнее время Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации были опубликованы разъяснения по вопросам исчисления и уплаты ЕСН (информационное письмо от 14.03.2006 № 106), аудитор должен выяснить следующие аспекты:

    – рассмотрев порядок начисления суточных, необходимо установить, начисляется ли организацией на суточные сверх норм, определенных законодательством, единый социальный налог. Как было указано в информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, на суточные, выплачиваемые сверх норм, ЕСН начисляться не должен;

    – требуется определить, пользуется ли организация выбором: уменьшить налог на прибыль и платить ЕСН или не снижать налог на прибыль и не начислять ЕСН. Разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации такой выбор не предоставляется, поэтому аудитор должен пересчитать сумму начисленного ЕСН, если организация применяет такую схему;

    – проанализировав компенсации, которые входят в состав заработной платы на основании ст. 129 ТК РФ, необходимо установить, платит ли с таких выплат компания ЕСН;

    – изучив выплаты членам совета директоров в течение налогового периода, надо выяснить, облагались ли такие выплаты ЕСН. По мнению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, даже если с членами совета директоров организации не были заключены трудовые договоры, ЕСН должен быть начислен, поскольку выплаты членам совета директоров могут быть включены в налоговую базу.

    На этом этапе производится углубленная проверка тех участков налогового учета, на котором выявлены проблемные зоны с учетом значения уровня существенности.

    Данный этап включает:

    – оценку правильности определения налогооблагаемой базы по ЕСН и НДФЛ;

    – проверку налоговой отчетности, представленной по установленным формам;

    – расчет налоговых последствий в случаях некорректного применения норм налогового законодательства;

    – разработку и представление рекомендаций об использовании организацией налоговых льгот и предложений по улучшению системы внутреннего контроля за правильностью исчисления налогов.

    Содержание разделов (подразделов) проверки и соответствующие им процедуры приведены в табл. 11.1.

    Таблица 11.1.Аудит ЕСН и НДФЛ

    Пример оформления рабочих документов приведен в приложении 11.1.

    После того как была определена сумма единого социального налога за отчетный период, аудитору необходимо проверить правильность отражения налога в регистрах бухгалтерского учета, а именно определить, какие счета бухгалтерского учета были использованы организацией.

    Наиболее распространенным вариантом и, на взгляд авторов, правильным является распределение единого социального налога на одинаковые счета распределения заработной платы. То есть в регистрах бухгалтерского учета должны быть произведены следующие записи:

    Авторы придерживаются мнения, что порядок отнесения суммы единого социального налога можно закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

    По каждому физическому лицу, в пользу которого осуществляются выплаты по трудовому, гражданско‑правовому и авторскому договорам, аудитор должен проверить, ведется ли компанией индивидуальная карточка учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного ЕСН, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета). Форма и Порядок заполнения индивидуальной карточки учета утверждены приказом МНС России от 27.07.2004 № САЭ‑3‑05/443. Рекомендуется пересчитать сумму начисленного ЕСН по нескольким работникам и подобрать первичные документы, подтверждающие те или иные виды выплат.

    При проведении аудита в части начисленных премий аудитор должен учесть следующие условия:

    – премии должны быть выплачены за счет средств специальных фондов, сформированных за счет чистой прибыли;

    – компании не рекомендуется выплачивать премии, размер которых существенно превышает размер оплаты труда, который установлен трудовым договором.

    По окончании правильности расчета налога на имущество аудитор должен проверить правильность заполнения налоговой декларации.

    При проверке налоговой декларации по ЕСН аудитору рекомендуем проверить:

    – налоговую базу по ЕСН в федеральный бюджет и в фонды медицинского страхования. Они не должны совпадать. База в ФСС России будет меньше на сумму выплаченных в течение года выплат по договорам гражданско‑правового характера и авторским договорам;

    – расчеты по ЕСН должны быть заполнены в целых рублях, без копеек;

    – при правильном ведении индивидуальных карточек по ЕСН вероятность наличия ошибки в налоговой декларации уменьшается.

    Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита ЕСН:

    – неправильное формирование налоговой базы;

    – неправильное формирование налоговых льгот;

    – нарушения порядка формирования налоговых вычетов по ЕСН;

    – отсутствие или нарушение системы внутреннего контроля за правильностью исчисления ЕСН;

    По окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих документов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся к области проверки, и представляет его совместно с рабочей документацией (приложение 11.1) руководителю проверки.

    Приложение 11.1

    Процедура 1.Проверка правильности исчисления налоговой базы по ЕСН[10]

    Процедура 2.Пересчет ЕСН[11] (пример)

    Сопоставление оборотов по счетам 69 «Расчеты с внебюджетными фондами» по данным клиентам и аудита[12]

    Сопоставление оборотов по счетам 69 «Расчеты с внебюджетными фондами» по данным клиента и аудита[13]

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *