Договор уменьшение закупки

Решение № 223ФЗ-160/18

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Инжиниринговая компания Форсис» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

при участии представителей:

рассмотрев жалобу ООО «Инжиниринговая компания Форсис» б/д № 36 на действия (бездействие) заказчика ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» при проведении открытого аукциона в электронной фopме на право заключения договора на поставку комплектующих изделий для доработки ЦУП под задачи управления полетом МЛМ-У (извещение № 31705921071) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ООО «Инжиниринговая компания Форсис» (далее — Заявитель) б/д № 36 на действия (бездействие) заказчика ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» (далее — Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной фopме на право заключения договора на поставку комплектующих изделий для доработки ЦУП под задачи управления полетом МЛМ-У (извещение № 31705921071) (далее — Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупк е товаров, работ, услуг Государственной корпорации «Роскосмос», утвержденным решением Наблюдательного совета Государственной корпорации «Роскосмос» от 26.06.2017 № 11-НС (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

21.12.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее – Извещение, Документация).

Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе от заключения договора с Заявителем по результатам проведения Аукциона.

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и указали, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупках и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен пунктом 2.2 Положения о закупке.

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок (подведение итогов) Аукциона от 23.01.2018 б/д, размещенного в ЕИС 24.01.2018, победителем закупки признан Заявитель.

В соответствии с пунктом 4.18.10. Документации, проект договора, заключаемого по итогам проведения открытого аукциона в электронной форме, а также обеспечение исполнения договора (если такое требование было установлено документацией о проведении открытого аукциона в электронной форме) направляется лицом, с которым заключается договор, в адрес заказчика, организатора закупки в течение 5 (пяти) дней с даты официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки и определен ее победитель.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил материалы и пояснил, что 26.01.2018 Заказчиком в адрес Заявителя направлено письмо, согласно которому Заказчик предлагал внести изменения и дополнения в договор, заключаемый по результатам закупки (далее — Договор). Указанные изменения и дополнения касаются уточняющих положений и не изменяют существенные условия Договора. Заявителем в адрес Заказчика 30.01.2018, а также 02.02.2018 направлен окончательный вариант договора для согласования Заказчиком. Также 06.02.2018 Заявитель отправил в адрес Заказчика подписанный со стороны Заявителя Договор. При этом, 16.02.2017 Заказчик уведомил Заявителя об отказе от заключения Договора, в связи с уклонением победителя от заключения Договора, а именно: подписанный договор отправлен позднее 5 дней с даты официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки и определен ее победитель. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно принято решение об отказе от заключения Договора, поскольку вышеуказанные действия Заказчика об изменении и уточнении условий договора свидетельствуют о наличии преддоговорных переговоров, предусмотренных пунктом 4.18.2 Документации.

Согласно пункту 4.18.2 Документации, п реддоговорные переговоры могут быть проведены по следующим аспектам:

(1) снижение цены договора без изменения объема закупаемой продукции;

(2) увеличение объема закупаемой продукции не более чем на 10 процентов (десять процентов) без увеличения цены договора;

(3) улучшение условий исполнения договора для заказчика (сокращение сроков исполнения договора (его отдельных этапов), отмена или уменьшение аванса, предоставление отсрочки или рассрочки при оплате, улучшение характеристик продукции, увеличение сроков и объема гарантии);

(4) уточнение сроков исполнения обязательств по договору, в случае если договор не был подписан в планируемые сроки в связи с рассмотрением жалобы, в связи с административным производством, с судебным разбирательством, с необходимостью соблюдения корпоративных требований по заключению договора;

(5) включение условий, обусловленных изменениями законодательства или предписаниями органов государственной власти, органов местного самоуправления;

(6) уточнение условий договора, которые не были зафиксированы в документации о закупке и заявке лица, с которым заключается договор, при условии, что это не меняет существенные условия договора, а также условия, являвшиеся критериями оценки;

(7) уточнение условий договора в случае заключения договора у единственного поставщика.

При этом, в соответствии с подпунктом 3 пункта 20.2.4 Положения о закупках, п роект договора, заключаемого по итогам закупки, а также обеспечение исполнения договора (если такое требование было установлено в соответствии с подразделом 10.11 Положения) направляется лицом, с которым заключается договор, в адрес заказчика, организатора закупки в течение 5 (пяти) дней с даты проведения преддоговорных переговоров в случае, если они проводились.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что Документацией, Положением о закупках предусмотрен исчерпывающий перечень случаев проведения преддоговорных переговоров. При этом, при заключении Договора с Заявителем ни один из вышеуказанных случаев не применялся. Кроме того, в соответствии с пунктом 4.18.10. Документации, проект договора, заключаемого по итогам проведения Аукциона направляется лицом, с которым заключается договор, в адрес заказчика, организатора закупки в течение 5 (пяти) дней с даты официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки и определен ее победитель. Таким образом, учитывая тот факт, что итоговый протокол размещен в ЕИС 24.01.2018, крайний срок направления подписанного договора в адрес Заказчика — 29.01.2018. Вместе с тем, подписанный Договор направлен в адрес Заказчика 06.02.2018, что не соответствует требованиям Документации и является основанием для признания победителя закупки уклонившимся от заключения договора и отказа Заказчика от заключения договора.

Вместе с тем представитель Заявителя не представил иных доказательств, подтверждающих обоснованность довода Заявителя, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

Признать жалобу ООО «Инжиниринговая компания Форсис» (ИНН: 7716870664, ОГРН: 5177746010613) б/д № 36 на действия (бездействие) заказчика ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» (ИНН: 5018034218, ОГРН: 1025002032791) при проведении открытого аукциона в электронной фopме на право заключения договора на поставку комплектующих изделий для доработки ЦУП под задачи управления полетом МЛМ-У (извещение № 31705921071) необоснованной .

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Уменьшение суммы договора более чем на 10% от НМЦК в плане закупок по 223-ФЗ

Вопрос-ответ по теме

Заказчик по 223-ФЗ рассчитав НМЦК включил закупку с Ед.поставщиком в план закупок. При подготовке договора поступило предложение от Поставщика со значительной скидкой, что уменьшило сумму договора более чем на 10% от НМЦК. Требуется ли вносить изменения в План закупок? Единая информационная система позволяет зарегистрировать договор с ед.поставщиком по позиции плана закупок, даже если цена меньше НМЦК более чем на 10%, не является ли это нарушением? Хочу еще уточнить, что вопрос про закупку с Ед.поставщиком свыше 100 т.р. (т.е. подлежит обязательному размещению в ЕИС)

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закона № 223-ФЗ) заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством РФ.

Ознакомьтесь так же:  Требования к платным дорогам

План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается заказчиком в единой информационной системе на период от пяти до семи лет (ч. 3 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Читайте также:

Правила формирования плана закупки товаров (работ, услуг) (далее – Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. № 932.

В план закупки включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика (п. 2 Правил).

В соответствии с п. 4 Правил в план закупки не включаются с учетом ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ сведения о закупке товаров (работ, услуг), составляющие государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора, а также сведения о закупке, по которой принято решение Правительства РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

В плане закупки могут не отражаться с учетом ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ сведения о закупке товаров (работ, услуг) в случае, если стоимость товаров (работ, услуг) не превышает 100 тыс. руб., а в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб., — сведения о закупке товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 500 тыс. руб.

Во исполнение ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2015 г. № 2662-р утвержден перечень товаров, работ, услуг в сфере использования атомной энергии, сведения о закупках которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте (далее – Перечень 1), а также распоряжением Правительства РФ от 23 апреля 2013 г. № 671-р утвержден перечень услуг в сфере страхования предпринимательских и (или) политических рисков, связанных с экспортным кредитованием и инвестициями, сведения о закупке которых не составляют государственной тайны, но не подлежат размещению в единой информационной системе в сфере закупок (далее – Перечень 2).

Таким образом, заказчики не включают в план закупок сведения о закупке товаров (работ, услуг), составляющие государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора, а также сведения о закупке, которая включена в Перечень 1 или Перечень 2. Также заказчик вправе не отражать сведения о закупке товаров (работ, услуг) в случае, если стоимость товаров (работ, услуг) не превышает 100 тыс. руб., а в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб., — сведения о закупке товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 500 тыс. руб. Все остальные закупки заказчик обязан включать в план закупок.

Согласно пп. «б» п. 8 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. № 932,

Читайте также:

Корректировка плана закупки может осуществляться, в том числе, в случае изменения более чем на 10 процентов стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг), выявленного в результате подготовки к процедуре проведения конкретной закупки, вследствие чего невозможно осуществление закупки в соответствии с планируемым объемом денежных средств, предусмотренным планом закупки.

В свою очередь, согласно ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Т.е., в ситуации из Вашего вопроса Заказчик может и не вносить изменения в план закупки, если только это не противоречит его Положению о Закупке (т.е., если Положением о закупке не установлена такая обязанность).

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

Уменьшение суммы контракта более, чем на 10 процентов

Вопрос-ответ по теме

Может ли Заказчик уменьшить сумму договора более, чем на 10%, в связи с уходом одного объекта обслуживания? Договоры заключены по п.4.ч.1 ст. 93 и по п.1 ч.1 ст.93 Закона 44-ФЗ.

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Закон № 44-ФЗ устанавливает строгий порядок изменения существенных условий заключенного контракта. Заказчик вправе увеличить или уменьшить предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10 процентов на основании подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

В данном случае, Заказчику необходимо рассмотреть вопрос о расторжении контракта по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ) в объеме выполненных работ, оказанных услуг (в связи с уходом одного объекта обслуживания).

Как заказчику изменить условия контракта

Закон № 44-ФЗ устанавливает строгий порядок изменения существенных условий заключенного контракта. Поэтому, если у заказчика возникнет потребность их изменить, ему необходимо помнить, в каких случаях это делать можно, а в каких нельзя.

Заключение договора с единым поставщиком на год по 223-ФЗ.

Вопрос-ответ по теме

Работаем по 223-ФЗ. Ежемесячно заключаем договор с единым поставщиком на поставку ГСМ по фиксированной цене (В нашем Положении есть пункт в главе «Ед.Поставщик»: закупки ГСМ для нужд ФБУ «Нижегородский ЦСМ»). Можно ли заключить договор на год, не фиксируя цены, литры ориентировочно, прописать скидку от поставщика?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также разрабатываемыми и утверждаемыми ими самими положениями о закупке.

Согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено самим ГК РФ, другими законами или договором.

Закон № 223-ФЗ не содержит запрета на изменение условий заключаемых в ходе закупки договоров, в том числе условий о цене договора.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Более того, ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ предусматривает, что информация об изменении объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, подлежит размещению в установленном Законом № 223-ФЗ порядке, что подтверждает возможность изменения договора.

Кроме того, Закон № 223-ФЗ устанавливает только общие принципы закупки и требования к ним, но не определяет способы закупки, условия и порядок их применения. Заказчики должны сами установить порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров в положении о закупках (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Положение о закупках утверждается органами управления самого заказчика (ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Закон № 223-ФЗ называет некоторые из возможных способов закупки (прежде всего это конкурсы и аукционы), тут же оговаривая, что в положении о закупках могут быть предусмотрены и иные способы закупки (ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). В числе таких способов п. 2 ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ упоминает закупку у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя. При этом Закон № 223-ФЗ не ограничивает заказчика в установлении любых условий применения тех или иных способов закупки ни по сумме, ни по виду договора, ни по каким-либо иным признакам, в том числе не устанавливает лимитов на сумму закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика.

Соответственно, заказчик вправе установить в Положении о закупке любые способы закупки, любые условия и порядок их применения, в том числе случаи закупки у единственного поставщика с ориентировочной ценой договора в зависимости от вида договора (поставка ГСМ).

Таким образом, для того, чтобы заключить указанный в обращении договор, возможность его заключения на приведенных Вами условиях должна быть предусмотрена Положением о закупке.

Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах», № 5, май 2016.ЗАКОН № 223-ФЗ / Эффективные закупки Контракт с ориентировочной суммой договора?

В одном из договоров заказчик указал: «ориентировочная сумма договора — 1 млн руб.». Окончательная сумма оплаты зависит от объема оказанных услуг. Нужно ли составлять дополнительное соглашение на увеличение цены, если договор исполнен на большую сумму? И как указывать изменение суммы в реестре договоров?

У сторон нет оснований заключать дополнительное соглашение об увеличении (уменьшении) цены договора.

Сумма оплаты по договору, информация о которой включается в дополнительное соглашени в, заключенных заказчиками, может не совпадать с ценой договора.

Закон № 223-ФЗ устанавливает лишь общие принципы закупки товаров, работ, услуг юридическими лицами перечисленных в нем видов. Порядок определения цены и основания изменения условий договора этот закон не регулирует. Поскольку правовой основой закупки товаров, работ и услуг в рамках применения Закона № 223-ФЗ является в том числе ГК РФ, обратимся к нормам этого кодекса.

Гражданское законодательство основывается на признании свободы договора. Которая предполагает наличие права устанавливать свои права и обязанности на основе договора. И определять условия договора по своему усмотрению с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 1, ст. 421, 422 ГК РФ).

По общему правилу исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (п. 1 ст. 424 ГК РФ). Ни ГК РФ, ни Закон № 223-ФЗ не исключают возможности установления в договоре не твердой цены, а ее ориентировочного значения (п. 1 письма Минэкономразвития России от 10.07.2015 № Д28и-2012). При этом очевидно, что сумма, на которую исполнен договор, может отличаться от его цены в случаях, когда в договоре указана твердая цена. В частности, это может случиться, когда стороны своим соглашением расторгают договор до истечения срока его действия (п. 1 ст. 450 ГК РФ). Или же когда исполнение договора в запланированном объеме оказывается невозможным в связи с наличием обстоятельства, за которое ни одна из сторон не отвечает (ст. 416 ГК РФ).

Ознакомьтесь так же:  Экспертиза телефона ростов-на-дону

Услуги могут не быть оказаны (или работы могут не быть выполнены) в первоначально запланированном объеме и по другим причинам. Например, если заказчик не воспользовался услугами исполнителя в полном объеме, а сумма оплаты услуг, согласно договору, определяется в зависимости от объема их востребования заказчиком.

Иными словами, сумма оплаты работ (услуг), фактически выполненных (оказанных) в соответствии с условиями договора, и цена договора — не равнозначные понятия.

Заключать дополнительное соглашение к договору нужно в ситуации, когда стороны намереваются изменить согласованное ими условие договора, в том числе о цене. Исполнение договора на большую или меньшую сумму по сравнению с договорной ценой само по себе не является изменением условия о цене договора. Ведь стороны согласовали условие о цене, по которой будут оплачиваться подрядчику фактически выполненные работы по договору. Речь не идет о фиксированной сумме оплаты.

Поэтому в такой ситуации, которая описана в вопросе, заключать дополнительное соглашение к договору не требуется.

Что касается внесения информации в реестр договоров, то в него включаются информация и документы по результатам исполнения договора. В том числе и оплаты договора (подп. «з» п. 2 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132). Из этого положения не следует, что включаемая в реестр информация о сумме оплаты по договору должна быть равна его цене. Поэтому включение в реестр информации об оплате по договору в сумме, которая не совпадает с ценой договора, не противоречит ни Закону № 223-ФЗ.

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

Создание и направление договора

Для создания и направления карточки договора выполните следующие действия:

1. Осуществите вход в Личный кабинет ;

2. В разделе «Закупки» найдите необходимую процедуру, откройте форму измещения, кликнув на номер закупки и в разделе «Договоры закупки» нажмите на ссылку «Создать договор на ЭП»;

3. При необходимости измените сумму в карточке договора кликнув на ссылку « Изменить цену договора »;

При увеличении цены договора выбор причины такого изменения обязателен. После увеличения/уменьшения цены договора нажмите кнопку «Сохранить»;

4. Кликнув на ссылку «Прикрепить файл» укажите путь к файлу на компьютере и нажмите кнопку «Открыть»;

5. Для направления договора Участнику на подпись нажмите кнопку « Направить договор».

Проверьте статус договора, он должен измениться на «Договор отправлен Участнику на подпись».

Вопрос недели: В каких случаях возможно изменение условий договора по 223 ФЗ?

Необходима нормативная база, указывающая на то, в каких случаях возможно изменение условий договора, в том числе увеличение объема услуг по 223 ФЗ если указанные изменения оформляются дополнительным соглашением и изначально не были включены в условия договора?

Сообщаю Вам следующее:

В силу п. 1 ст. 450 ГК РФ изменить договор можно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законодательством. При этом необходимо, чтобы изменения соответствовали положению о закупке (ст. 2 Законы N 223-ФЗ). Последнее может содержать запрет или ограничение возможности таких изменений. При несоблюдении требований положения суд может признать изменение условий договора недействительным.

Возможность изменить объем, цену и (или) срок исполнения договора

подтверждается ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, согласно которой информация о таких изменениях должна размещаться в ЕИС.

Из этой нормы прямо следует возможность изменения условий договора, заключенного по результатам процедур закупки товаров (работ, услуг), в ходе исполнения этого договора, в том числе увеличение объема услуг.

Закон N 223-ФЗ не содержит ни указания на то, что остальные условия договора можно изменить, ни запрета изменять их. Полагаем, что эти условия тоже могут быть изменены в ходе исполнения договора на основании п. 1 ст. 450 ГК РФ.

Вместе с тем, по мнению Минэкономразвития России, заказчик вправе изменять только объем, цену и сроки исполнения договора (см. Письмо от 24.09.2015 N ОГ-Д28-12981).

Таким образом, независимо от того, была ли включена возможность изменения в условия договора, изменение объема услуг при исполнении договора возможно, если это не противоречит положению о закупке.

Подборка материалов:

Статья 2. Правовая основа закупки товаров, работ, услуг

  1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданскимкодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке).
  2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Статья 4. Информационное обеспечение закупки

…5. В единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Статья 450. Основания изменения и расторжения договора

  1. Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором…

Статья 452. Порядок изменения и расторжения договора

  1. Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное…

КАК ВНЕСТИ ИЗМЕНЕНИЯ В ДОГОВОР, ЗАКЛЮЧЕННЫЙ ПО ЗАКОНУ N 223-ФЗ

Чтобы внести изменения в договор, нужно:

Шаг 1. Проверить, какие изменения можно внести >>>

Шаг 2. Согласовать изменения договора >>>

Шаг 3. Оформить изменения договора >>>

Шаг 4. Направить информацию об изменении договора в реестр договоров >>>

Шаг 5. Разместить сведения об изменении объема, цены и сроков исполнения договора в ЕИС >>>

Какие изменения можно внести в договор

В силу п. 1 ст. 450 ГК РФ изменить договор можно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законодательством. При этом необходимо, чтобы изменения соответствовали положению о закупке. Последнее может содержать запрет или ограничение возможности таких изменений. При несоблюдении требований положения суд может признать изменение условий договора недействительным.

Объем, цена и (или) срок исполнения договора

Возможность изменить перечисленные условия подтверждается ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, согласно которой информация о таких изменениях должна размещаться в ЕИС.

Иные условия договора

Закон N 223-ФЗ не содержит ни указания на то, что остальные условия договора можно изменить, ни запрета изменять их. Полагаем, что эти условия тоже могут быть изменены в ходе исполнения договора на основании п. 1 ст. 450 ГК РФ.

Вместе с тем, по мнению Минэкономразвития России, заказчик вправе изменять только объем, цену и сроки исполнения договора (см. Письмо от 24.09.2015 N ОГ-Д28-12981). Если суд поддержит данную позицию, другие изменения могут быть признаны недействительными по иску контролирующего органа или иного заинтересованного лица.

Сторона договора

Помимо изменения условий договора допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае его реорганизации в форме преобразования, слияния или присоединения (см. Письмо Минэкономразвития России от 01.12.2015 N ОГ-Д28-15146).

Как согласовать изменения договора

По общему правилу изменить договор можно по соглашению сторон. Для этого нужно согласовать с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новые условия договора.

Порядок согласования может быть предусмотрен в договоре. В таком случае необходимо придерживаться именно его. В ситуациях, когда подобный порядок не определен, целесообразно использовать те способы коммуникации, которые позволяют зафиксировать процесс и результаты согласования (например, обмен документами посредством электронной почты, факсимильной или почтовой связи).

Если стороны не достигли согласия по поводу изменения условий или расторжения договора, он может быть изменен по решению суда в следующих случаях:

— существенно изменились обстоятельства, из которых стороны исходили при заключении договора (допускается только в исключительных случаях);

— в иных случаях, прямо предусмотренных законодательством.

О порядке изменения отдельных видов договоров см. Путеводитель по договорной работе.

Как оформить изменение договора

Если требования к оформлению изменений предусмотрены в самом договоре, заказчику нужно придерживаться этих условий. В остальных случаях рекомендуем руководствоваться положениями ст. 452 ГК РФ, в силу которых соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор. Так, если договор заключен в форме единого документа, подписанного сторонами, требуется составить и подписать дополнительное соглашение о внесении изменений в договор.

Как направить информацию об изменении договора в реестр договоров

Согласно пп. «ж» п. 2 Правил ведения реестра договоров в реестр нужно вносить изменения, касающиеся объема, цены и сроков исполнения контракта. Вместе с тем из ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ следует, что в реестр необходимо направлять информацию о любых изменениях, которые вносятся в договор. Рекомендуем отразить в реестре все изменения договора.

Сведения об изменении договора нужно внести в реестр в течение 10 дней со дня их внесения в договор. В противном случае на заказчика может быть наложен административный штраф.

Как разместить сведения об изменениях договора в ЕИС

Размещать сведения об изменении объема, цены или срока исполнения договора заказчик обязан в силу ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ. Для этого требуется:

1) сформировать информацию об изменении договора, используя функционал ЕИС;

Ознакомьтесь так же:  Как распечатать приказ о приеме в 1с

2) разместить в ЕИС электронную версию дополнительного соглашения или его скан-копию (если такое соглашение оформляется);

3) подписать сформированную информацию и прикрепленные документы усиленной квалифицированной электронной подписью представителя заказчика.

Разместить в ЕИС информацию о внесении изменений в договор нужно в течение 10 дней с даты их внесения (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Если этот срок нарушен или информация об изменении условий договора не размещена, антимонопольный орган может наложить на заказчика штраф.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 Закона N 223-ФЗ в течение трех рабочих дней со дня заключения договора заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 указанной статьи, в реестр договоров. Если в договор были внесены изменения, заказчики вносят в реестр договоров такие информацию и документы, в отношении которых были внесены изменения. Информация о результатах исполнения договора вносится заказчиками в реестр договоров в течение десяти дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. N 1132 «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки» установлены правила ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (далее — Постановление N 1132, Правила).

Подпунктом «ж» пункта 2 Правил установлено, что в реестр включаются информация об изменении предусмотренных частью 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ условий договора с указанием условий, которые были изменены, а также документы, подтверждающие такие изменения.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, в случае если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Таким образом, заказчик вправе вносить изменения в заключенный договор только в случаях, установленных частью 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.

Изменение условий договора

В соответствии с Законом N 223-ФЗ заказчик определяет в положении о закупке порядок не только заключения, но и исполнения договора (ч. 2 ст. 2), в т.ч. случаи изменения его условий.

При этом в письме Минэкономразвития России от 23.11.2015 N Д28и-3357 разъясняется, что «…при заключении и исполнении договора правомерно внесение изменений в договор относительно объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки. Внесение иных изменений, изменяющих существенные условия договора, по мнению Департамента, неправомерно…»

Данный вывод сделан на основании того, что ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ устанавливает обязанность заказчика размещать на официальном сайте информацию об изменении договора только в случае изменения перечисленных выше условий.

Представляется, что в указанном письме нарушена причинно-следственная связь. Отражение изменений договора на официальном сайте — это последствие такого изменения, а не его условие. Отсутствие обязанности размещать сведения об изменении договора в случаях, не оговоренных в ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, не может воспрепятствовать изменению иных условий договора.

Пределы изменения условий договора

В Законе N 223-ФЗ нет запрета на изменение условий договоров, заключенных по результатам закупки. Если у заказчика появилась необходимость увеличить количество товаров (работ, услуг), сроки по договору и даже цену договора, то заказчик вправе произвести эти изменения.

Однако, для того чтобы это сделать, необходимо в положении о закупке заранее предусмотреть такую возможность и не забыть прописать это в самом договоре.

Это вытекает из ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, согласно которой в положении о закупке в том числе должен быть порядок исполнения договора, а также из общих норм ст. 450 ГК РФ, устанавливающих, что договор может быть изменен по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.

Договор можно изменить и по решению суда, такие возможность и основания также можно предусмотреть в положении о закупке, но в любом случае для суда необходимо будет соблюсти досудебный претензионный порядок изменения договора (п. 2 ст. 452 ГК РФ).

Спорным на сегодняшний день остается вопрос пределов изменения условий договора. В первую очередь это касается цены, объема, ассортимента продукции.

Складывается ситуация, когда законодатель не стал ограничивать заказчиков в свободе договора, но многие заказчики опасаются менять данные условия из-за того, что, по их мнению, антимонопольный орган может усмотреть в этом ограничение конкуренции и нарушение общих принципов Закона N 223-ФЗ. Поэтому они либо вообще устанавливают запрет на изменение условий, либо предусматривают предел в виде процентного отношения к первоначальным условиям (например, не более 25%).

Судебная практика по данному вопросу не отрицает возможности менять договор.

Так, например, в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.11.2014 N Ф03-4277/2014 по делу N А80-486/2013 указано:

«Законодательством о закупках предусмотрена возможность при заключении и исполнении договора изменить объем, цену закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки. Целью предоставления данного права является рациональное использование денежных средств и эффективное участие предусмотренных частью 2 статьи 1 Закона о закупках субъектов.

Суды, признавая подпункты 1 и 2 пункта 11.9 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП ЧАО «Чукотснаб» незаконными, указали на предоставление данными нормами заказчику права произвольного изменения условий договора, усмотрев в этом нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Однако суды фактически исходили из предположения о возможном недобросовестном поведении заказчика при реализации содержащихся в обжалуемых пунктах правил, установленных в соответствии с законодательством о закупках. Указанное в силу главы 24 АПК РФ, в рамках которой рассмотрено заявленное требование, не может служить основанием для его удовлетворения.

Обжалуемые пункты содержат ссылку на возможность изменения условий договора только при наличии согласия участника, указанные в пунктах случаи изменений предусмотрены нормами гражданского законодательства, оснований полагать, что наличие данных пунктов в Положении о закупке товаров, работ, услуг ГУП ЧАО «Чукотснаб» нарушает установленные частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции запреты, не имеется».

Несмотря на отсутствие законодательного запрета на изменение условий договора вариант наличия в положении о закупке пределов изменения условий договора представляется достаточно разумным, так как в отсутствие каких-либо ограничений возможна ситуация, когда заключается один договор, а затем к нему оформляется большое число дополнений на увеличение объема, цены, добавляются новые позиции товаров, работ, услуг, места поставок и т.д. и т.п. И может так сложиться, что заказчиками Закон N 223-ФЗ будет применяться только один раз — при заключении основного договора…

Заказчик предусмотрел возможность изменить условия договора при его исполнении

Арбитражные суды: Заказчик вправе предусмотреть в положении и (или) документации о закупке возможность при исполнении договора изменить его условия (в том числе объем, цену, сроки исполнения).

Применимые нормы: ч. 1, ч. 2 ст. 2, ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, ч. 1 ст. 450 ГК РФ.

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.11.2014 N Ф03-4277/2014 по делу N А80-486/2013

«Подпунктами… Положения о закупке… предусмотрено, что заказчик по согласованию с участником… вправе изменить: предусмотренный договором объем закупаемых товаров (работ, услуг).

Законодательством о закупках предусмотрена возможность… изменить объем, цену… или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе… Целью предоставления данного права является рациональное использование денежных средств и эффективное участие предусмотренных частью 2 статьи 1 Закона о закупках [Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ] субъектов.

Обжалуемые пункты содержат ссылку на возможность изменения условий договора только при наличии согласия участника, указанные в пунктах случаи изменений предусмотрены нормами гражданского законодательства, оснований полагать, что наличие данных пунктов в Положении… нарушает установленные частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции запреты, не имеется».

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.10.2014 по делу N А72-3097/2014

« Основным видом деятельности предприятия [заказчик] является сбор и очистка воды, и закупаемый раствор… используется… в указанных целях. …Заказчиком установлены… условия исполнения договора… которые являются для него наиболее значимыми.

…Требования… об изменении в пределах 50 процентов в сторону уменьшения или увеличения потребности в товаре с учетом возможных изменений качества природной воды и водопотребления города… установлено заказчиком в целях добросовестного и качественного исполнения условий договора. Данные требования продиктованы объективной необходимостью, вытекающей из специфики деятельности указанного предприятия как водоснабжающей организации…

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, а также своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц».

Госорганы: две позиции (первая — совпадает с позицией судов, вторая — противоположна ей).

Позиция госорганов 1. Заказчик вправе предусмотреть в положении и (или) документации о закупке возможность при исполнении договора изменить его условия (в том числе объем, цену, сроки исполнения).

Решение Архангельского УФАС России от 25.04.2013 по делу N 20т-13

« По мнению Заявителя… незаконна сама возможность внесения изменения в условия договора путем включения дополнительных работ и… испытаний, проведение экспертиз, не являющихся предметом торгов, может повлиять на решение участника торгов на само участие…

Пунктом… проекта договора предусмотрена возможность внесения в заключенный по итогам аукциона договор изменений о проведении дополнительных работ…

Законом о закупках предусмотрено право заказчика при изменении объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора вносить в договор изменения, путем заключения дополнительного соглашения.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в случае, если… изменяются объем, цена… или сроки исполнения договора… размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий, что также не противоречит пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым изменение договора возможно по соглашению сторон…»

Позиция госорганов 2. Заказчик не вправе предусмотреть в положении и (или) документации о закупке возможность при исполнении договора изменить его условия (в том числе объем, цену).

Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 11.11.2015 по делу N Т02-559/15

«…Согласно пп… Документации Заказчик по согласованию с участником при заключении и исполнении договора вправе увеличить предусмотренный договором объем товаров… не более чем на 30% и уменьшить не более чем на 70% при изменении потребности… При этом должна быть пропорционально изменена цена договора.

…Наличие указанного… условия противоречит содержанию извещения о Закупке. Кроме этого, возможное 70%-ное уменьшение объема товаров… с пропорциональным уменьшением цены может повлечь невозможность или убыточность заключения такого договора для потенциального участника Закупки, и, как следствие, служит ограничивающим конкуренцию условием.

…Комиссия… усматривает в действиях Организатора торгов по установлению… условия о возможности изменения объема товаров… нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, а также ч. 8 ст. 4 Закона N 223-ФЗ».

Все выводы из практики судов и госорганов к ст. 2 «Правовая основа закупки товаров, работ, услуг» Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ

Услуга оказывается в соответствии с регламентом услуги ЛИНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ. Рекомендуем заранее с ним ознакомиться.

Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов, подготовленных с использованием СПС КонсультантПлюс, по вопросу

Ответ подготовил эксперт Линии консультаций

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *