Договор поставки электроэнергии гк рф

Содержание:

Статья 539. Договор энергоснабжения

1. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

2. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

3. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

4. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Комментарий к Ст. 539 ГК РФ

1. Из содержащегося в п. 1 комментируемой статьи определения следует, что договор энергоснабжения является консенсуальным, двусторонне обязывающим, возмездным. В силу п. 1 ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения относится к публичным договорам.

Помимо правил § 6 гл. 30 ГК РФ к договору энергоснабжения как одному из видов договора купли-продажи в силу п. 5 ст. 454 ГК РФ подлежат применению общие положения о купле-продаже (§ 1 гл. 30), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ о договоре энергоснабжения. При этом Кодекс не предусматривает применение к отношениям из договора энергоснабжения правил, регулирующих иные виды договора купли-продажи. Исключение составляют нормы ст. 523 Кодекса, относящиеся к договору поставки, прямая отсылка к которым содержится в п. 1 ст. 546 ГК РФ.

Выделение договора энергоснабжения в самостоятельный вид договора купли-продажи предопределено особыми свойствами его объекта — энергии. В физическом смысле энергия — это одно из основных свойств материи, заключающееся в способности производить работу. С юридической точки зрения энергия как объект экономического оборота характеризуется такими специфическими свойствами, как бестелесная материальная природа, непрерывность процесса производства энергии и его неразрывная связь с ее транспортировкой и потреблением, невозможность накопления в значительном количестве и хранения.

Именно этими свойствами энергии вызвана необходимость установления особого способа исполнения договора энергоснабжения: доставка энергии осуществляется через присоединенную сеть (п. 1 комментируемой статьи), а также наделение сторон договора обязанностями соблюдать режим подачи и потребления энергии (п. 1 комментируемой статьи; п. 1 ст. 541, п. 1 ст. 543 ГК), обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей и оборудования (п. п. 1 и 2 ст. 543 ГК), а также исправность приборов учета потребляемой энергии (п. п. 1 и 2 комментируемой статьи).

Из изложенного следует, что нормы § 6 гл. 30 ГК РФ предназначены для регулирования отношений по передаче по присоединенной сети одной стороной (энергоснабжающей организацией) другой стороне (абоненту) за плату определенного товара (энергии). Договоры о снабжении через присоединенную сеть иными товарами — газом, нефтью, питьевой водой и другими ресурсами сами по себе договорами энергоснабжения не являются, и применение к ним положений комментируемого параграфа (см. п. 2 ст. 548 ГК) является приемом юридической техники, призванным восполнить отсутствие правоположения, рассчитанным на регулирование соответствующих договоров.

2. Специфические свойства объекта договора (энергии) предопределяют также и особые требования к субъектам договора энергоснабжения — энергоснабжающим организациям и абонентам (потребителям).

Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» энергоснабжающая организация определялась как коммерческая организация, осуществляющая продажу произведенной или купленной электрической (тепловой) энергии. Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» к числу лиц, осуществляющих продажу потребителям произведенной или приобретенной электрической энергии, отнесены энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики. Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающая организация определена как коммерческая организация (индивидуальный предприниматель), осуществляющая продажу потребителям и (или) иным теплоснабжающим организациям произведенных и (или) приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителей и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

К указанным лицам правила комментируемого параграфа об энергоснабжающих организациях подлежат применению с соблюдением требований п. п. 3 и 4 комментируемой статьи.

3. Абонентами по договору энергоснабжения могут быть физические и юридические лица (независимо от организационно-правовых форм), приобретающие электрическую (тепловую) энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд. В п. 2 комментируемой статьи перечислены технические предпосылки заключения с абонентом договора энергоснабжения. Абонент, во-первых, должен обладать определенным имуществом (энергопринимающее устройство и другое необходимое оборудование) и, во-вторых, обеспечивать учет потребления энергии.

Требование непосредственного присоединения энергопринимающих устройств абонента к сетям энергоснабжающей организации в качестве условия заключения договора энергоснабжения с соответствующим абонентом сохраняло актуальность применительно к отношениям по снабжению электрической и тепловой энергией до наделения сетевых организаций статусом самостоятельных участников отношений по энергоснабжению Федеральными законами «Об электроэнергетике» и «О теплоснабжении».

4. В п. п. 3 и 4 комментируемой статьи установлено соотношение норм § 6 гл. 30 ГК РФ с законами и иными правовыми актами об энергоснабжении. Указанные условия различаются для договоров снабжения электрической энергией (п. 4) и договоров энергоснабжения иными видами энергии.

До принятия Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 37-ФЗ п. 3 комментируемой статьи устанавливал общее для всех видов энергии правило о приоритете норм ГК РФ над другими законами и иными правовыми актами об энергоснабжении, к сфере регулирования которых были отнесены исключительно те отношения по договору энергоснабжения, которые не были урегулированы в ГК РФ. К упомянутым в п. 3 комментируемой статьи обязательным правилам, принятым в соответствии с законами и иными правовыми актами, следует относить нормативные правовые акты, принятые федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции. К таким актам, в частности, относятся акты ФСТ России, например Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные Приказом Службы от 6 августа 2004 г. N 20-э/2.

Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 37-ФЗ комментируемая статья была дополнена п. 4, установившим противоположное соотношение норм ГК РФ и норм других законов или иных правовых актов применительно к договору снабжения электрической энергией. Таким образом, установлен приоритет названных нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики над правилами ГК РФ о договоре энергоснабжения, которые подлежат с момента принятия указанного Закона субсидиарному применению к отношениям по договору снабжения электрической энергией.

С приведенными условиями корреспондируют положения п. 4 ст. 37 Федерального закона «Об электроэнергетике», в силу которых отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством РФ основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой ГК РФ допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения. При этом принятие иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения, не допускается. Таким образом, при принятии основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии Правительство РФ в силу п. 4 комментируемой статьи не связано положениями § 6 гл. 30 ГК РФ, так как нормы Кодекса в этой части не могут противоречить специальным нормативным правовым актам о снабжении электрической энергией.

Условия п. 3 комментируемой статьи в настоящее время распространяются на отношения по снабжению иными (помимо электрической) видами энергии.

Условия применения положений § 6 гл. 30 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, а также газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, установлены ст. 548 ГК РФ.

Статья 539. Договор энергоснабжения

1. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

2. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

3. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

4. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Комментарий к статье 539 Гражданского Кодекса РФ

1. Из определения понятия договора энергоснабжения, данного в п. 1 комментируемой статьи, вытекает, что энергоснабжающая организация передает (подает) потребителю в собственность электроэнергию, а потребитель принимает и оплачивает ее, т.е. происходит возмездная передача энергии от продавца к покупателю, что характерно для договора купли-продажи. Поэтому, начиная с Основ ГЗ, этот договор признан видом договора купли-продажи. В определение договора энергоснабжения включены признаки, которые позволяют выделить его в самостоятельный вид договора купли-продажи и тем самым отграничить от поставки и иных видов договора купли-продажи.

К таким признакам прежде всего относятся субъектный состав договора и наличие особых прав и обязанностей сторон не только при передаче энергии, но и в процессе ее потребления. Хотя для этого договора характерны особенности энергии как товара, а также способ исполнения договора — передача (подача) энергии покупателю через присоединенную сеть, однако не эти признаки позволяют отграничить договор энергоснабжения от договора поставки.

Свойства энергии как товара сводятся к следующему:
1) электроэнергию невозможно накапливать в значительных количествах и хранить;
2) процесс производства электроэнергии, как правило, непрерывен и неразрывно связан как с ее передачей, так и с потреблением;
3) электроэнергия при передаче потребляется и не может быть возвращена;
4) электроэнергию возможно передавать только через присоединенную сеть, поэтому для приема энергии у покупателя должны быть технические устройства, необходимые для подключения к сетям, по которым передается энергия.

Эти свойства энергии влияют на содержание договора.

Кроме оплаты энергии на покупателя-организацию возлагаются дополнительные обязанности, связанные с необходимостью: а) соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления; б) обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей, а также исправность приборов и оборудования, используемых в процессе потребления энергии.

В договоре с покупателем, приобретающим энергию для бытовых нужд, такие обязанности возложены на энергоснабжающую организацию.

Энергоснабжающая организация должна обеспечить соблюдение режима подачи энергии (мощности), установленного договором.

Кроме того, энергоснабжающая организация наделена правом контроля за состоянием технических средств и безопасностью их эксплуатации покупателем, т.е. она вправе в процессе потребления энергии контролировать выполнение покупателем обязанностей, предусмотренных договором.

Право контроля возникает у энергоснабжающей организации из договора и не служит проявлением властных полномочий. Административный контроль за состоянием присоединенных сетей осуществляют органы энергонадзора.

С учетом такого содержания прав и обязанностей сторон договора энергоснабжения покупателем энергии по этому договору может быть потребитель — абонент, приобретающий энергию для производственного (хозяйственного) либо бытового потребления, или организация, заключающая договор в его интересах. Таких прав и обязанностей в процессе потребления купленного товара по договору поставки у сторон нет. Поэтому при другом субъектном составе договора и ином содержании прав и обязанностей при продаже газа и электроэнергии применяется договор поставки.

Необходимо отметить, что для отграничения договора энергоснабжения от договора поставки при продаже газа и энергии гражданам имеет значение также цель покупки. В соответствии со ст. 506 ГК договор поставки неприменим при покупке товара для личного, домашнего и семейного использования. Следовательно, при продаже гражданам газа, электрической и тепловой энергии может применяться только договор энергоснабжения, а не поставки.

Ознакомьтесь так же:  Смысл понятия правонарушение

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи необходимым условием заключения договора энергоснабжения является наличие технических возможностей подачи и приема электро- или теплоэнергии, т.е. наличие у покупателя энергетических сетей, которые могут быть подключены к передающим энергию сетям, а также приборов учета и иного оборудования, используемых в процессе приема и потребления энергии. Эти условия можно назвать предпосылками заключения договора.

К предпосылкам заключения договора энергоснабжения для энерго- и (или) теплоснабжающей организации следует отнести наличие у нее лицензии на осуществление деятельности по продаже электрической и (или) тепловой энергии.

Деятельность по продаже гражданам электрической и тепловой энергии включает в себя комплекс мероприятий по качественному, бесперебойному и надежному снабжению потребителей-граждан. Именно так определяет деятельность по продаже энергии п. 3 Положения о лицензировании деятельности по продаже электрической энергии гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2005 N 291 (СЗ РФ, 2005, N 20, ст. 1882).

Поскольку стороной договора энергоснабжения теперь является энергоснабжающая (энергосбытовая) организация, не владеющая электрическими сетями, то отпадает требование к потребителю о непосредственном присоединении его сетей к сетям заключающей договор энергоснабжения организации. Обеспечение подачи (передачи) энергии потребителю по присоединенным сетям лежит на обязанности энергосбытовой организации, которая сама должна заключить договор с владельцем сетей, как правило, сетевой организацией. В соответствии со ст. 313 ГК энергосбытовая организация при заключении договора может возложить на эту сетевую организацию свои обязанности по контролю за бесперебойным и надежным снабжением потребителей.

3. Федеральным законом от 26.03.2003 N 37-ФЗ ст. 539 ГК дополнена п. 4. Новая норма устанавливает, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией нормы § 6 ГК применяются лишь в случаях, когда законом или иными правовыми актами не установлено иное, т.е. приоритет отдан законам и иным правовым актам в сфере энергетики, а не нормам ГК. Однако Закон об электроэнергетике не определяет содержание договора энергоснабжения, поэтому большинство норм ГК, предусмотренных в § 6 гл. 30, применяется при заключении и исполнении этого договора.

Пункт 3 ст. 539, закрепляющий приоритет норм ГК, сохранен, т.к. нормы о договоре энергоснабжения согласно ст. 548 ГК применимы к отношениям, связанным со снабжением газом граждан, а также к отношениям по снабжению потребителей через присоединенную сеть водой и иными товарами, а не только к договору продажи электрической (тепловой) энергии.

4. В соответствии с п. 5 ст. 454 ГК к договору энергоснабжения как виду договора купли-продажи применяются положения § 1 гл. 30, если иное не предусмотрено § 6 гл. 30 и специальными нормами, регулирующими энерго- и (или) теплоснабжение. При отсутствии соответствующих норм в § 1 гл. 30 применяются правила части первой ГК об обязательствах, общие положения о договоре и др.

Договор электроснабжения

Подборка наиболее важных документов по запросу Договор электроснабжения (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Договор электроснабжения

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Договор электроснабжения

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Договор электроснабжения

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Ст. 539 ГК РФ — Гражданский кодекс

Статья 539. Договор энергоснабжения.

Может ли энергоснабжающая организация отказаться исполнять договор, если меняется управляющая компания?

Согласно ст 539 ГК РФ, энергоснабжающая организация по договору обязана подавать потребителю энергию через сеть, а тот в ответ обязуется её оплачивать и соблюдать предусмотренный режим потребления. Обязанностью абонента также является обеспечение безопасности при использовании энергетических сетей, находящихся в его ведении.

Когда абонентом является юрлицо — управляющая компания, снабжающая энергией организация имеет право отказаться от договора в одностороннем порядке. В этом случае договор энергоснабжения расторгается также как договор поставки. Для этого предусмотрены следующие основания:

неоднократное нарушение сроков оплаты поставляемой энергии;

неоднократная невыборка энергии (недополучение). Это происходит, когда абонент потребляет менее суточной нормы, допустим, электричества в день, хотя имеет возможность получать его в объеме предусмотренном договором.

Если собственники квартир наделяют полномочиями управляющую компанию функциями управления своим домом, то она должна быть единственной, кто этим занимается.

В соответствии с Жилищным кодексом, если собственники квартир решили сменить УК, то за 30 дней до прекращения договора первая УК должна передать все документы новый избранной УК, ТСЖ или одному из собственников, выбранному на общем собрании жильцов (решение должно быть письменным).

То есть жилищное законодательство допускает смену УК, а гражданское законодательство в ст 539 ГК РФ и в ст 523 ГК РФ, не предусматривает смену абонента (потребителя) как основание для расторжения договора энергоснабжения. Таким образом, смена УК — не основание для расторжения договора со стороны энергоснабжающей организации.

Можно ли расторгнуть договор энергоснабжения при многократном нарушении сроков оплаты, если абонентом является учреждение социального обеспечения, в котором круглосуточно находятся дети?

Для учреждений социального обеспечения законом установлен особый порядок ограничения режима энергопотребления.

Согласно п 1 ст. 539 ГК РФ, организация, поставляющая энергию, передает её абоненту через присоединенную сеть, а тот обязуется эту энергию оплачивать.

Оплата производится по факту, за уже принятое потребителем количество в соответствии с показаниями приборов учета, если иное не предусмотрено законом.

Если абонентом является юрлицо, то энергоснабжающая компания вправе отказаться от договора в одностороннем порядке при неоднократном нарушении сроков оплаты потребителем. С оговоркой, делающей исключения для установленных законом случаев.

Учреждения социального обеспечения относятся к потребителям пользующимся преимуществом специального порядка введения частичного ограничения режима энергопотребления. Отключение энергии при одностороннем расторжении договора с таким учреждением ущемляет права находящихся в нем детей. Это социально значимая категория потребителей.

Просто прекратить подачу энергии, расторгнув договор, энергоснабжающая организация в этом случае не может.Снабжающая организация направляет уведомление о возможном ограничении режима потребления в случае непогашения задолженности. О своем намерении прекратить подачу энергии организация должна уведомить органы местного самоуправления, прокуратуры, федеральные или территориальные органы по энергетическому надзору, а также органы по ГО и ЧС.

И даже если потребитель не примет всех необходимых мер, энергоснабжающая организация не имеет право полностью ограничивать подачу энергии. Она уведомляет потребителя и орган самоуправления повторно.

Полное ограничение потребления энергии, с условием обязательного уведомления о дне и часе его введения, можно установить по истечении 10 дней после введения частичного ограничения.

Ответственность за убытки, связанные с ограничением, несет потребитель энергии.После оплаты подача энергии возобновляется.

Таким образом, даже если организация и нарушает установленную статьей 539 ГК РФ обязанность по оплате потребляемой энергии, энергоснабжающая компания не может так просто расторгнуть с ней договор лишь на этом основании, так как обслуживает социально значимую категорию потребителей.

О договоре поставки электроэнергии

Вопрос-ответ по теме

Государственное унитарное предприятие.Предприятие заключает Договор на поставку электроэнергии с энергопоставляющей организацией (также ГУП РК — единственный поставщик в регионе). По итогам года сумма по договору будет превышать 10% уставного капитала. 1. Подпадает ли договор на поставку электроэнергии под понятие «крупная сделка», можно ли квалифицировать покупку электроэнергии как покупку-отчуждение имущества?То есть можно ли отнести электроэнергию к имуществу?

Ни в судебной практике, ни в теории гражданского права нет единства мнений по вопросу о природе договора купли-продажи. Однако, как правило, договор поставки электроэнергии признается договором купли-продажи.

Объясняется это следующим. Договор поставки электроэнергии регулируется ГК РФ. Причем соответствующие нормы находятся в параграфе 6 гл. 30 ГК РФ. Но гл. 30 ГК РФ озаглавлена как «Купля-продажа». Таким образом, договор считается видом договора купли-продажи. Аргументом «против» является то, что договор купли-продажи предполагает наличие вещи, которой распоряжаются. Электроэнергия вещью в том смысле, как она понимается в гражданском законодательстве (то есть телесный объект), в современной физике не считается. Поэтому и куплю-продажу электроэнергии совершить нельзя. Однако это мнение специалистов в области гражданского права. Законодательство же стоит на обратной точке зрения, чем и объясняется отнесение договора энергоснабжения в раздел договора купли-продажи, а не, например, договора возмездного оказания услуг (как это имеет место в случае с коммунальными услугами).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Особенности регулирования договоров энергоснабжения

Договор энергоснабжения регулируют нормы, которые содержатся в параграфе 6 «Энергоснабжение» главы 30 Гражданского кодекса РФ. Также специальные нормы содержат и законы об отдельных договорах энергоснабжения.

К договору энергоснабжения могут применяться положения о договоре купли-продажи, если правилами о договоре энергоснабжения не предусмотрено иное (п. 5 ст. 454 ГК РФ).

Кроме этого, к договору энергоснабжения могут применяться нормы о договоре поставки. Это возможно, если энергоснабжающая организация отказалась от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 Гражданского кодекса РФ. При этом абонентом должно быть юридическое лицо (абз. 2 п. 1 ст. 546 ГК РФ).

Также нормы параграфа 3 «Поставка товаров» главы 30 Гражданского кодекса РФ применяются для договора поставки газа (абз. 2 п. 5 постановления Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. № 162 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации»).

Гражданский кодекс РФ устанавливает общие требования к договорам энергоснабжения. Они имеют приоритет по отношению к специальным законам об отдельных видах договора энергоснабжения и иным правовым актам об энергоснабжении (п. 3 ст. 539 ГК РФ). Исключение составляют следующие договоры, в отношении которых правила Гражданского кодекса РФ применяются, если иное не предусмотрено специальным законом или иными правовыми актами:

Об особенностях правового регулирования договоров энергоснабжения см. также справку: Правовое регулирование различных видов договоров энергоснабжения.

Договор поставки электроэнергии гк рф

Законодательные акты, которые могут
пригодиться при создании ТСЖ

1. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

2. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

3. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

4. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт дополнительно включен с 29 марта 2003 года Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 37-ФЗ).

1. Возможность передачи и потребления энергии через присоединенную сеть, а также специфический предмет договора — энергия являются главными факторами, определяющими особенности договора энергоснабжения.

Эти особенности в той или иной мере присущи и другим договорам — о теплоснабжении, газоснабжении, снабжении нефтепродуктами, водой и т. д., что позволяет говорить о существовании особой группы договоров о снабжении продукцией через присоединенную сеть. Все договоры о снабжении продукцией через присоединенную сеть принадлежат к числу договоров купли-продажи и являются консенсуальными, взаимными и возмездными.

ГК не содержит специальных норм об отдельных видах договоров о снабжении продукцией через присоединенную сеть, сосредоточивая свое внимание лишь на договоре энергоснабжения. Причем правила о договорах энергоснабжения, предусмотренные § 6 гл. 30 ГК, фактически рассчитаны лишь на регулирование отношений по снабжению абонентов электрической энергией. Однако они субсидиарно применяются и к остальным договорам о снабжении продукцией через присоединенную сеть (см. коммент. к ст. 548 ГК) и тем самым выступают в качестве общих положений о договорах этого типа.

2. Сфера применения норм о договорах энергоснабжения в действующем ГК является весьма узкой и не охватывает всего комплекса отношений, возникающих в процессе производства, передачи, распределения и сбыта энергии. Строго говоря, нормы ГК об энергоснабжении предназначены лишь для регулирования сбыта энергии (в узком смысле слова). Но прежде чем «сбыть» энергию абоненту через присоединенную сеть, ее необходимо произвести, передать и распределить. Особых договоров, которые опосредовали бы процессы передачи и распределения энергии (или энергоносителей) действующий ГК, к сожалению, не предусматривает. Однако необходимость их обособленного правового регулирования (наряду с договорами энергоснабжения абонентов, использующих энергию для собственного потребления) очевидна. Сегодня отношения, возникающие в связи с передачей и распределением энергии, законодательно урегулированы лишь в области электроэнергетики. Так, п. 2 ст. 26 ФЗ «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ (СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177) предписывает оформлять оказание услуг по передаче электрической энергии договорами возмездного оказания услуг, которые носят публичный характер.

Ознакомьтесь так же:  Федеральный закон об охране окружающей среды от 21072018

Отношения по сбыту (подаче конечному потребителю) энергии, с одной стороны, и ее транзиту (передаче) и распределению — с другой, принципиально различны как с экономической, так и с юридической точки зрения. В первом случае мы имеем дело с отношениями по купле-продаже (поставке) товара особого рода — энергии. В случае же транзита энергии никаких отношений по купле-продаже не возникает. Владелец магистральных линий электропередачи, газо- или нефтепроводов не приобретает товар (энергию или энергоносители) и соответственно не становится его «собственником». Он лишь оказывает определенные услуги по транзиту и распределению энергии с помощью своей сетевой инфраструктуры. Очевидно, что такой договор тяготеет к обязательствам по оказанию услуг (выполнению работ) в широком смысле слова, но ничего общего с куплей-продажей не имеет.

3. Согласно ст. 426 ГК договор энергоснабжения является публичным. Однако возможность его заключения с тем или иным абонентом обусловлена рядом специальных требований. Во-первых, абонент должен располагать энергопринимающими устройствами, присоединенными к сетям энергоснабжающей организации и отвечающими установленным техническим требованиям (в случае снабжения электроэнергией это распределительные устройства, трансформаторы, внутридомовые и внутриквартирные электрические сети и т. п.). Во-вторых, абонент должен иметь «другое необходимое оборудование», обеспечивающее безопасность потребления энергии (напр., установки релейной защиты, предохранительные устройства и т. п.). Наконец, абонент должен обладать возможностями для обеспечения учета потребленной энергии (напр., с помощью счетчиков электрической энергии, других приборов учета активной энергии и реактивной мощности). При несоблюдении хотя бы одного из указанных условий абонент не вправе требовать заключения с ним договора энергоснабжения.

В области электроэнергетики присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям в общем виде регулируется п. 1 ст. 26 ФЗ «Об электроэнергетике». Такое присоединение оформляется публичным договором, порядок заключения и существенные условия которого будут установлены Правительством РФ.

4. Внося изменения в ГК в связи с принятием ФЗ «Об электроэнергетике» (дополнив коммент. ст. п. 4), законодатель неоправданно резко сузил сферу применения положений ГК об электроснабжении. До 1 апреля 2003 г. приоритет среди правил, регулировавших отношения по энергоснабжению, имели нормы § 6 гл. 30 ГК (в силу п. 3 коммент. ст.), тода как специальные нормативные акты об энергоснабжении действовали лишь в части, не противоречащей ГК. На деле это верховенство ГК имело существенное значение лишь для договоров снабжения электрической энергией, поскольку для всех других видов энергоснабжения ст. 548 ГК предусматривает особую иерархию правовых норм.

С появлением в коммент. ст. п. 4 ситуация кардинально изменилась. Теперь правила ГК об энергоснабжении применяются лишь постольку, поскольку законами и иными правовыми актами не установлено иное. Таким образом, законодатель фактически распространил правовой режим, предусмотренный ст. 548 ГК для договоров теплоснабжения и снабжения энергоносителями, и на договоры снабжения электроэнергией. В связи с этим существование в коммен. ст. п. 3 потеряло всякий смысл, а роль правил об энергоснабжении в ГК сведена к восполнению пробелов в специальных нормативных актах. Вряд ли это соответствует значению ГК как фундаментального акта гражданского законодательства.

Таким образом, первое место в иерархии норм, регулирующих отношения по снабжению электрической энергией, заняли ФЗ «Об электроэнергетике» и «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ (СЗ РФ. 1995. N 16. Ст. 1316; 2003. N 13. Ст. 1180). Последний будет действовать лишь до даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики (не ранее 1 июля 2005 г.). В части, не противоречащей указанным актам, продолжают действовать постановление Правительства РФ «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии» от 2 апреля 2002 г. N 226 (СЗ РФ. 2002. N 15. Ст. 1431), Правила предоставления услуг по передаче электрической энергии, утв. постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 11 сентября 1998 г. N 36/3, а также Правила предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1099 (СЗ РФ. 1994. N 26. Ст. 2795).

Важную роль в регулировании снабжения электрической энергией призваны сыграть постановления Правительства РФ, которые планируется принять в течение ближайших 2-3 лет. Ими, в частности, будут утверждены Правила оптового рынка электрической энергии, Основные положения функционирования оптового рынка и Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы оптового рынка, а также Правила оказания этих услуг (ст. 21 ФЗ «Об электроэнергетике». Правительство РФ намерено, кроме того, утвердить Правила заключения и исполнения публичных договоров на оптовом и розничных рынках, а также примерные договоры поставки электрической энергии, которые, вопреки своему названию, возможно, получат статус типовых договоров (п. 4 ст. 426 ГК).

Наконец, если в течение переходного периода реформирования электроэнергетики законодатель не пересмотрит своего отношения к ГК, правила § 6 гл. 30 ГК будут субсидиарно применяться лишь для восполнения пробелов в специальных нормативных актах об энергоснабжении.

Иерархия норм, регулирующих снабжение абонента не электрической, а иной энергией (напр., тепловой) энергоносителями (веществами, выделяющими энергию в процессе использования) или иными продуктами с помощью присоединенной сети, определяется не коммент. ст., а ст. 548 ГК.

5. ФЗ «Об электроэнергетике» и Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2001 г. N 526 (СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 3032), предполагают радикальное изменение всей системы правовых отношений, опосредующих производство, транзит и потребление электрической энергии.

В упрощенном виде система соответствующих договоров может быть представлена следующим образом:

генерирующие компании, как созданные на базе электростанций РАО «ЕЭС России» и Минатома России, так и принадлежащие региональным энергетическим компаниям, поставляют на федеральный оптовый рынок вырабатываемую ими электрическую энергию. Торговая система, обслуживающая федеральный оптовый рынок, по многим признакам будет напоминать товарную биржу (возможность заключения форвардных и фьючерсных контрактов, хеджирование рисков и т. п.);

покупатели, действующие на федеральном оптовом рынке (прежде всего региональные энергетические компании и наиболее крупные промышленные потребители), приобретают у генерирующих компаний электроэнергию на основе договоров купли-продажи (поставки). Указанные договоры, видимо, будут отличаться значительной спецификой, приближающей их к режиму биржевых сделок;

региональные энергетические компании (акционерные общества энергетики и электрификации) реализуют приобретенную энергию на соответствующих региональных розничных рынках электроэнергии. При этом компании, имеющие статус «гарантирующих поставщиков», обязаны заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся к ним потребителем в закрепленной за ними зоне;

фактическая передача электроэнергии потребителю осуществляется с помощью магистральных и иных линий электропередачи, принадлежащих федеральной и региональным сетевым компаниям. Однако в непосредственные правовые отношения с указанными сетевыми компаниями потребитель не вступает. С правовой точки зрения гарантирующий поставщик исполняет заключенный с потребителем договор энергоснабжения путем частичного возложения своих обязанностей на сетевую компанию (компании). Для этого гарантирующий поставщик должен заключить с сетевой компанией общий договор на передачу и распределение энергии и оплатить транзит энергии по установленным тарифам (фактически из сумм, полученных от конечного потребителя). Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 26 ФЗ «Об электроэнергетике»).

Таким образом, система договоров, опосредующих функционирование федерального оптового и розничных рынков электроэнергии, будет представлена договорами купли-продажи и поставки энергии на оптовом и розничном рынках, договорами энергоснабжения потребителей и договорами на передачу и распределение (транзит) энергии сетевыми операторами. Наряду с ними подчиненную роль будут играть договоры оказания услуг между генерирующими компаниями и системным оператором, осуществляющим диспетчерское управление режимом работы Единой энергосистемы России.

Трудно сказать, какое место займет договор энергоснабжения, регулируемый § 6 гл. 30 ГК, в ряду договоров купли-продажи и поставки электрической энергии, предусмотренных ФЗ «Об электроэнергетике». Ясность в этом вопросе появится лишь с принятием Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, которые будут предусматривать правила заключения и исполнения договоров между потребителями электрической энергии и гарантирующими поставщиками, а также определят существенные условия указанных договоров (п. 3 ст. 37 ФЗ «Об электроэнергетике»).

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 мая 2015 г. N Ф06-24170/15 по делу N А57-12454/2014 (ключевые темы: коммунальные услуги — исполнитель коммунальных услуг — договор энергоснабжения — расторжение договора — назначение платежа)

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 мая 2015 г. N Ф06-24170/15 по делу N А57-12454/2014

Дело N А57-12454/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2015 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,

судей Махмутовой Г.Н., Хайбулова А.А.,

при участии представителей:

ответчика — Дудиной Д.И. (директор),

Кортуновой С.Т. (доверенность от 04.02.2015 б/н),

в отсутствие истца, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Саратовэнерго», г. Саратов

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.11.2014 (судья Мещерякова И.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2015 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Дубровина О.А., Шалкин В.Б.)

по делу N А57-12454/2014

по исковому заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Саратовэнерго», г. Саратов (ИНН 6450014808, ОГРН 1026402199636) к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Заря», Саратовская область, г. Балашов (ИНН 6440022648, ОГРН 1126440000576) о взыскании 940 896 руб. задолженности по договору поставки электрической энергии за май 2014 года, а также 21 817 руб. 92 коп. расходов по уплате государственной пошлины,

открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Саратовэнерго» (далее — ОАО «Саратовэнерго», истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Заря» (далее — ООО «УК «Заря», ответчик) о взыскании 828 160 руб. 20 коп. задолженности за поставленную электроэнергию за март 2014 года, по которому определением Арбитражного суда Саратовской области от 16.06.2014 возбуждено дело N А57-12454/2014.

Кроме того, ОАО «Саратовэнерго» обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к ООО «УК «Заря» о взыскании 886 580 руб. 10 коп. задолженности за поставленную электрическую энергию за апрель 2014 года, по которому определением Арбитражного суда Саратовской области от 16.06.2014 возбуждено дело N А57-12455/2014.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 18.09.2014 арбитражные дела N А57-12454/2014 и N А57-12455/2014 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, делу присвоен номер А57-12454/2014.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18.11.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2015, в удовлетворении исковых требований истцу отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО «Саратовэнерго» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на ошибочность выводов судов об отсутствии у ОАО «Саратовэнерго» договорных отношений с гражданами-потребителями. По мнению подателя жалобы, после расторжения договора энергоснабжения с ответчиком граждане-потребители осуществили конклюдентные действия по заключению договоров энергоснабжения с ОАО «Саратовэнерго», поскольку производили оплату потребленной электрической энергии. В этой связи полагает, что у ОАО «Саратовэнерго» отсутствовали основания учитывать поступившие от населения денежные средства в счет ранее возникшей у ответчика задолженности по договору энергоснабжения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, между ОАО «Саратовэнерго» (ресурсоснабжающая организация) и ООО УК «Заря» (исполнитель) заключен договор энергоснабжения от 05.02.2013 N 1892 (далее — договор N 1892, договор), по условиям пункта 1.1 которого ресурсоснабжающая организация осуществляет поставку исполнителю в необходимых ему объемах и приобретенной в его интересах на оптовом и (или) розничном рынке, электрической энергии и мощности, урегулирует с привлечением третьих лиц (сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии) отношения по передаче электрической энергии до точек поставки потребителя, оказывает иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения потребителя электрической энергией, а потребитель принимает и оплачивает приобретенное в его интересах количество электрической энергии и мощности, а также оказанные услуги, в соответствии с условиями договора и действующего законодательства Российской Федерации.

Договорные объемы потребления электрической энергии и мощности, адреса установки и спецификация приборов расчетного и контрольного потребителя, перечень точек поставки электрической энергии согласованы сторонами в приложениях N 2, 5, 7 к договору.

Ознакомьтесь так же:  Судебная практика ст333 гк рф

Пунктом 10.1 договора установлено, что он вступает в силу с 00.00 часов 01.01.2013, действует до 31.12.2013 и считается ежегодно продленным на следующий календарный год на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора. Начало исполнения обязательств по настоящему договору не может произойти ранее начала представления исполнителю услуг по передаче электрической энергии.

В рамках принятого на себя обязательства по отпуску электрической энергии ОАО «Саратовэнерго» в период с марта по апрель 2014 года поставило ООО «УК «Заря» электрическую энергию.

Объемы потребленной электрической энергии отражены в ведомостях снятия контрольных показаний за март и апрель 2014 года, которые подписаны представителями сетевой организации и исполнителя без замечаний и возражений.

Для исполнения ответчиком обязательств по оплате поставленной электрической энергии истец выставил счета-фактуры от 31.03.2014 N 14025112/22-1892 на сумму 828 160 руб. 20 коп., от 30.04.2014 N 1403877/22-1892 на сумму 886 580 руб. 10 коп.

Неисполнение ответчиком обязательств по своевременной и полной оплате поставленной ему в спорном периоде электрической энергии послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с вышеназванными исковыми требованиями.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Спорные отношения регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пунктом 1 статьи 541 ГК РФ предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Как установлено судами, истец представил в материалы дела реестры оплаты граждан по ООО «УК «Заря» за период с июня по сентябрь 2014 года, согласно которым гражданами в июне 2014 года оплачено непосредственно в ОАО «Саратовэнерго» 738 569 руб. 60 коп., в июле 2014 года — 668 339 05 коп., в августе 2014 года — 749 756 руб. 38 коп., в сентябре 2014 года — 808 694 руб. 07 коп.

Кроме того, истцом представлен расчет начисленной и неоплаченной электроэнергии по договору N 1892, не оспоренный ответчиком, из которого следует, что реестром оплаты за май 2014 года частично оплачена электроэнергия, поставленная в феврале 2014 года, остаток задолженности за февраль 2014 года — 261 082 руб. 08 коп.

Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что платежами населения, учтенными в реестре оплаты за июнь 2014 года, погашена задолженность за февраль 2014 года в размере 261 082 руб. 08 коп. и частично задолженность за март 2014 года в размере 477 487 руб. 49 коп.; платежами населения, учтенными в реестре оплаты за июль 2014 года, погашена задолженность частично за март 2014 года в размере 350 067 руб. 70 коп. и частично задолженность за апрель 2014 года в размере 3 182 71 руб. 35 коп.; платежами населения, учтенными в реестре оплаты за август 2014 года погашена задолженность за апрель 2014 года в размере 568 308 руб. 75 коп.

Доводы ответчика о том, что с 01.06.2013, то есть после расторжения договора энергоснабжения N 1892, у истца не имелось оснований для зачисления от граждан-потребителей денежных средств в счет оплаты по данному договору, поскольку правоотношения возникли между ОАО «Саратовэнерго» и непосредственно гражданами-потребителями в связи с совершением последними конклюдентных действий по оплате потребленной электрической энергии напрямую ресурсоснабжающей организации, обоснованно отклонены судами.

Обязанность по оплате возникает у участника правоотношения по энергоснабжению.

Согласно частям 8 и 10 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) отношения по поводу управления многоквартирными домами, предоставления коммунальных услуг регулируются нормами ЖК РФ.

В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1).

При этом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

Указанными нормами не предусмотрена возможность сочетания нескольких видов способов управления.

Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Судами установлено, что ООО «УК «Заря» является управляющей компанией и коммунальный ресурс приобретается ею как исполнителем коммунальных услуг не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам-потребителям коммунальной услуги по энергоснабжению.

Расторжение договора N 1892 не привело к изменению статуса ответчика, как исполнителя коммунальной услуги в данных жилых домах.

Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).

В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Суды правомерно исходили из того, что к отношениям сторон спора применимы Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила N 354).

Пунктом 13 Правил N 354 предусмотрена обязанность управляющей компании, как исполнителя коммунальных услуг, заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.

Согласно пункту 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее — Правила N 124).

Таким образом, правомерен вывод судов о том, что сам по себе факт расторжения договора с 01.06.2014 не является основанием для вывода о возникновении у ОАО «Саратовэнерго» договорных отношений с гражданами- потребителями многоквартирных домов.

Согласно пункту 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» фактическое потребление электроэнергии является в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ акцептом абонентом оферты, предложенной энергоснабжающей организацией, поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.

Реализация гарантирующим поставщиком своего права на непосредственное получение платы с жильцов за электроэнергию, потребленную ими в жилых помещениях (пункт 27 Правил N 124), не меняет схему правоотношений между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, не освобождает последнего от обязанности оплатить весь объем электроэнергии, поступивший в многоквартирный жилой дом, и не лишает управляющую компанию права взыскать задолженность за коммунальную услугу по электроснабжению с потребителя (жильца).

Плата за электроэнергию, перечисленная жильцами, подлежит учету при расчете исполнителя коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организации. Этот вывод подтверждается и последующим изменением статьи 155 ЖК РФ, которая Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ дополнена пунктом 7.1 о праве собственников вносить плату за коммунальные услуги, потребленные для использования своего имущества, непосредственно ресурсоснабжающим организациям.

Внесение гражданами платы за коммунальные услуги напрямую ОАО «Саратовэнерго» означает, что обязательство управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией исполняется третьими лицами в соответствии со статьей 313 ГК РФ.

В силу пункта 5 статьи 454 ГК РФ договор энергоснабжения относится к отдельным видам договора купли-продажи и к нему применяются правила, предусмотренные для купли-продажи, если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса об этом виде договора.

Нормами гражданского законодательства о поставке, являющейся разновидностью договора купли-продажи, урегулированы вопросы погашения однородных обязательств, что является основанием для применения судами по аналогии закона правил, установленных статьей 522 ГК РФ, к правоотношениям энергоснабжения.

Из смысла статьи 522 ГК РФ следует, что кредитор обязан производить зачисление денежных средств с учетом указанного должником назначения платежа, а при отсутствии назначения платежа в платежном поручении исполнение обязательства засчитывается в погашение обязательств по договору, срок исполнения которого наступил ранее.

В данном случае перечисление спорных денежных средств на расчетный счет ОАО «Саратовэнерго» производилось населением, проживающим в многоквартирных жилых домах, обслуживание которых осуществляет ответчик, как в спорный, так и в последующие периоды.

Таким образом, по сути, денежные средства, перечислены населением ОАО «Саратовэнерго» в счет исполнения обязательства управляющей организации ООО ООО «УК «Заря». При этом в случае отсутствия в платеже его назначения, ОАО «Саратовэнерго», осуществляя распределение спорных денежных средств, руководствуясь правилами статьи 522 ГК РФ, должно их учитывать в счет погашения обязательств ООО «УК «Заря», срок исполнения которого наступил ранее.

Вопреки требованиям процессуального закона, ОАО «Саратовэнерго» не представило первичных документов, подтверждающих поступление от населения денежных средств с указанием назначения платежа, что исключало обязанность ресурсоснабжающей организации производить зачисление поступивших от населения платежей по правилам статьи 522 ГК РФ в счет погашения долга ООО «УК «Заря» в исковой период.

Представленные в материалы дела реестры платежей за потребленную электроэнергию, принятых Балашовским отделением ОАО «Саратовэнерго» от населения, таким доказательством не являются, сведений о назначении платежа не содержат.

Заявляя в настоящем споре требование о взыскании с ООО «УК «Заря» задолженности за исковой период, ОАО «Саратовэнерго» не представило в материалы дела относимых и допустимых доказательств, безусловно подтверждающих наличие спорной задолженности.

Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают и направлены на переоценку доказательств, что в соответствии с главой 35 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 , статьями 286 , 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.11.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2015 по делу N А57-12454/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *