Договор подряда с гражданином казахстана

Содержание:

Вопрос: Я гражданин Казахстана, нахожусь временно в России, срок пребывания — 90 суток на основании миграционной карты. Я хочу заключить с организацией договор подряда. Нужно ли мне разрешение на работу? Юрист, работающий в этой организации, утверждает, что такой договор нельзя заключить, так как у меня нет разрешения на работу, и если договор подряда будет заключен без разрешения на работу, то это грозит большим штрафом и депортацией. Верно ли это? («Юрист спешит на помощь», N 4, апрель 2014 г.)

Я гражданин Казахстана, нахожусь временно в России, срок пребывания — 90 суток на основании миграционной карты. Я хочу заключить с организацией договор подряда. Нужно ли мне разрешение на работу? Юрист, работающий в этой организации, утверждает, что такой договор нельзя заключить, так как у меня нет разрешения на работу, и если договор подряда будет заключен без разрешения на работу, то это грозит большим штрафом и депортацией. Верно ли это?

Да, верно. Соглашением о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19.11.2010, заключенным между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации, предусмотрен упрощенный порядок оформления на работу граждан указанных государств на основании трудового договора, не требующий оформления разрешения на работу. Указанное соглашение не распространяется на иностранных граждан, осуществляющих деятельность по гражданско-правовому договору, в том числе договору подряда. В отношении таких иностранных граждан действуют общие положения ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста 18 лет, при наличии разрешения на работу.

1 апреля 2014 г.

«Юрист спешит на помощь», N 4, апрель 2014 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

«Юрист спешит на помощь»

«Юрист спешит на помощь» — журнал, посвященный защите прав и интересов

граждан. Издается при участии Министерства юстиции Российской Федерации

и Ассоциации юристов России. Периодичность выхода — 1 раз в месяц

Срок уведомления ФМС о найме иностранного гражданина

Заключили договор подряда с гражданином Казахстана на 2 месяца. Должны ли быть у него трудовой патент и миграционная карта, СНИЛС и ИНН. ФМС, должны уведомить в течение 3-х дне?

Ответы юристов (3)

Заключили договор подряда с гражданином Казахстана на 2 месяца. Должны ли быть у него трудовой патент и миграционная карта, СНИЛС и ИНН. ФМС, должны уведомить в течение 3-х дне

Трудового патента не требуется (граждане РК освобождены от обязанности в его получении), миграционная карта должна быть (и в ней должна быть указана цель визита — работа), СНИЛС и ИНН нужно будет получить после заключения трудового договора. Уведомить о заключении трудового договора необходимо. Дополню, что также нужен полис добровольного мед.страхования.

Уточнение клиента

Добры день, Дарья!

Спасибо за ответ.

В данной ситуации у нас договор подряда, о его заключении тоже нужно будет уведомлять ФМС? И полис добровольного страхования тоже обязателен при заключении договора подряда?

И НДФЛ в этом случае 30% ?

25 Апреля 2017, 11:06

Есть вопрос к юристу?

Да, при заключении гражданско — правового договора также потребуется направить уведомление.

Полис также требуется. Альтернативно договор с мед. учреждением.

10. При осуществлении трудовой деятельности иностранный работник должен иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) добровольного медицинского страхования либо иметь право на получение медицинской помощи на основании заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договор о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.

Карина, обращу Ваше внимание, что исходя из международного четырехстороннего договора трудоустроенные граждане РК страхуются в фонде обязательного мед. страхования, то есть страховка ДМС нужна только при приеме на работу, а не на весь срок действия трудового договора. После заключения договора от страховки ДМС можно отказаться.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Договор подряда с гражданами СНГ (Украина, Беларусь, Таджикистан, Узбекистан)

Я являюсь индивидуальным предпринимателем, мне необходимо привлечь к разовому выполнению работ по Договору подряда граждан СНГ (Украина, Беларусь, Таджикистан, Узбекистан). В связи с этим у меня возник ряд вопросов:

1. Являются ли граждани СНГ (Украина, Беларусь, Таджикистан, Узбекистан) иностранными гражданами с точки зрения законодательства РФ?

2. Т.к. ИП является не юр лицо, а физ лицо, то нужно ли мне платить налоги с них (НДФЛ, пенсионный, ОМС и т.д.)? По сути, на сколько я понимаю, договор заключается между двумя физ. лицами.

3. Какие документы мне необходимо потребовать с них при оформлении Договора (для последующей оплаты налогов, если в этом есть необходимость)?

4. Какие государственные органы я должен уведомить о привлечении иностранных граждан к выполняемым работам и в какие сроки? Каковы последствия несвоевременного уведомления государственных органов?

02 Февраля 2016, 13:31 Maxim, г. Москва

Ответы юристов (20)

Здравствуйте уважаемый Максим!

Являются ли граждани СНГ (Украина, Беларусь, Таджикистан, Узбекистан) иностранными гражданами с точки зрения законодательства РФ?
Maxim

Да являются! Но никаких проблем не будет, заключите с ними договор подряда

Статьей 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ) предусмотрено, что трудовая деятельность иностранного гражданина — это работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
Какие государственные органы я должен уведомить о привлечении иностранных граждан к выполняемым работам и в какие сроки? Каковы последствия несвоевременного уведомления государственных органов?
Maxim

Согласно п. 8 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 23.05.2015) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»Вы обязаны в 3-х дневный срок сообщить о заключении договора с иностранным гражданином в ФМС:

«Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаныуведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

кстати уведомление о прекращении договора так же является обязательным

2. Нужно ли мне платить налоги с них (НДФЛ, пенсионный, ОМС и т.д.)?
Maxim

По общему правилу доходы иностранных работников, полученные ими в России, облагаются НДФЛ в том же порядке, что и доходы российских работников (п. 1 ст. 207, пп. 6 п. 1 ст. 208, п. 2 ст. 209 НК РФ).

Вы как работодатель являетесь по отношению к иностранным работникам налоговым агентом и должны исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ с доходов, которые вы им выплачиваете (п. п. 1, 3, 4, 6 ст. 226 НК РФ).

Уточнение клиента

Какие документы мне необходимо потребовать с них при оформлении Договора?

03 Февраля 2016, 00:16

Есть вопрос к юристу?

Да, являются, но в отношении белорусов действуют особые условия, так белорусам не требуется патент или разрешение на работу, которые необходимы для украинцев, таджиков и узбеков

2. Нужно ли мне платить налоги с них (НДФЛ, пенсионный, ОМС и т.д.)?
Maxim

3. Какие документы мне необходимо потребовать с них при оформлении Договора (для последующей оплаты налогов, если в этом есть необходимость)?
Maxim,

Для белорусов все так же как для россиян, а всем остальным — дополнительно трудовые патенты

4. Какие государственные органы я должен уведомить о привлечении иностранных граждан к выполняемым работам и в какие сроки? Каковы последствия несвоевременного уведомления государственных органов?
Maxim

Обязаны уведомить ФМС (о всех, включая белорусов)

за неуведомление — административная ответственность

Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
(введена Федеральным законом от 05.11.2006 N 189-ФЗ)
3. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, — (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)
4. Нарушения, предусмотренные частями 1 — 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Это про обычных физлиц, а в данном случае речь об ИП

3. Паспорт, патент либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ либо документ с отметкой об РВП (штамп обычно проставляется в паспорт или в свидетельство об убежище) либо вид на жительство, документ о регистрации по месту пребывания или проживания.

4. ФМС по вашему месту нахождения в течении 3 рабочих дней с момента заключения гражданско правового договора.

ст. 18.15 КоАП
3. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом,
— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
4. Нарушения, предусмотренные частями 1 — 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области,
— влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Ознакомьтесь так же:  Заявление на получении осаго

Уточнение клиента

В виду того что я ИП штраф накладывается как на юридических лиц (от 400 тыс. до 1 млн.руб.) или как на гражданина/физ.лицо (от 5 тыс. до 7 тыс. руб)?

02 Февраля 2016, 14:37

Уточнение клиента

Напишите КОНКРЕТНЫЙ перечень документов, которые мне необходимо запросить с иностранного гражданина при заключении Договора подряда.

03 Февраля 2016, 16:56

В дополнении к сказанному коллегам:

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

3. Заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Не требуется никакого разрешения на привлечение иностранной рабочей силы

4.5. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:
1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

Уточнение клиента

а какую статью и откуда вы привели в доказательство того, что не нужно разрешение на привлечение иностранных граждан?

03 Февраля 2016, 00:14

При начислении штрафов ИП расценивается как физ.лицо.

Как на должностное лицо

Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц
… Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.…

Как на должностное лицо

Здравствуйте. Дополню коллег. Если не выполните обязанность уведомлению, то Вас привлекут к административной ответственности.

«Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года»
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009)
Вопрос 8: Обязан ли работодатель уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и, соответственно, имеются ли основания для привлечения работодателя, не уведомившего об этом налоговый орган, к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях?
Ответ: В части 3 статьи 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
В пункте 4.1 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что особенности осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, определяются статьей 13.1 данного Федерального закона.
Пункт 9 статьи 13.1 указанного Федерального закона определяет, что работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 8 статьи 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.
Из содержания данной нормы следует, что обязанность по уведомлению налогового органа о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина возложена на работодателя независимо от того, в визовом или безвизовом порядке прибыл работник в Российскую Федерацию.
Таким образом, действия лица, не уведомившего налоговый орган по месту своего учета о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.

При этом в отношении граждан Белоруссии, Казахстана, Кыргызии разрешение на работу не требуется.

Статья 97 «Договор о Евразийском экономическом союзе»
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
Трудовая деятельность трудящихся государств-членов
1. Работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
2. Государства-члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных настоящим Договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания.

Дополнительно прочитайте прикрепленную статью в ней все изложено достаточно подробно.

Можно ли трудоустроить гражданина Казахстана по договору ГПХ?

Можно ли трудоустроить Гражданина Казахстана по договору на оказания услуг? Какими налогами облагается? Действует ли закон о том, что Гражданин Казахстана, даже не являющимся резидентом РФ, платит НДФЛ по ставке 13%?

Ответы юристов (1)

Добрый день, Алена.

1. На разовую работу — да. Если работа будет носить постоянный характер, то это прикрытие трудовых отношений. Работник вправе обратиться в трудовую инспекцию или в суд. Трудовая инспекция может вас оштрафовать (до 50 000 руб.) и выдать предписание оформить трудовой договор, а суд — переквалифицировать гражданско-правовой договор в трудовой.

2. Казахстан — член Евразийского экономического союза, поэтому гражданин Казахстана может осуществлять трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу и патента (п. 1 ст. 97 договора о Евразийском экономическом союзе).

3. По ставке 13% в случае если он налоговый резидент Казахстана (постоянно там проживает).

Письмо Минфина России от 21.03.2017 N 03-04-05/16283

В случае признания гражданина Республики Казахстан налоговым резидентом (лицом с постоянным местопребыванием) Республики Казахстан в налоговом периоде его доходы от работы по найму в Российской Федерации, полученные в этом же налоговом периоде, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке в размере 13 процентов.

4. Также не забудьте о страховых взносов на гражданина Казахстана. Все страховые взносы (во все фонды) подлежат уплате, независимо ГПД или трудовой договор.

ст. 98 «Договор о Евразийском экономическом союзе»

3. Социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляетсяна тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.

ст. 7 Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

1. Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории Российской Федерации:

работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества илипо договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Нужно ли уведомлять ФМС при заключении лицензионного договора с иностранцем?

Добрый день. Подскажите, нужно ли уведомлять ФМС при заключении лицензионного договора с иностранцем? Спасибо.

04 Декабря 2017, 14:41 Юлия, г. Москва

Ответы юристов (2)

8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

ст. 13, Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Как видите, о лицензионном договоре речи не идет.

Уточнение клиента

Спасибо большое за ответ.

04 Декабря 2017, 16:30

Рада была помочь. Спасибо за обращение на наш сайт.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Гражданско-правовой договор с иностранным гражданином — образец

Заключение гражданско-правового договора с иностранным гражданином

Если российская организация или физическое лицо планируют привлечь к выполнению определенных разовых услуг иностранных граждан, заключение в таком случае договора гражданско-правового характера (далее — ГПХ) можно считать более рациональным, нежели оформление отношений посредством составления трудового договора.

Договор ГПХ, заключаемый с иностранным гражданином, по своему оформлению и структуре не отличается от аналогичного вида договоров, регулирующих взаимодействие между заказчиком и исполнителем — гражданином РФ.

Важно! Унифицированного образца гражданско-правового договора с иностранным гражданином актуальным законодательством РФ не установлено.

При определении содержания договора ГПХ с физлицом, имеющим гражданство другой страны, следует руководствоваться положениями Гражданского кодекса РФ о подряде (гл. 37) или возмездном оказании услуг (гл. 39), а также общими положениями о договоре. Следует избегать терминологии и формулировок, свойственных трудовому договору (работник, заработная плата и т. д.). О правилах оформления иностранцев на работу читайте в статье Как правильно оформить прием иностранца на работу?

Установлена обязанность работодателя извещать территориальный орган МВД России о приеме на работу или прекращении договора ГПХ с иностранным лицом (п. 8 ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ). Соответствующий порядок и форма документации установлены приказом МВД России «О формах и порядке уведомления…» от 10.01.2018 № 11.

Содержание договора ГПХ

Содержание рассматриваемого договора должно включать:

  • наименование и реквизиты сторон договора — заказчика и исполнителя (подрядчика);
  • предмет договора: область выполнения работ или предоставления услуг, срок и условия осуществления работ и т. д.;
  • размер вознаграждения или порядок его расчета;
  • права, обязанности и ответственность заказчика и исполнителя (подрядчика);
  • регламент разрешения споров;
  • основания для прекращения договора;
  • иные положения договора, предусмотренные сторонами.

Образец гражданско-правового договора с иностранным гражданином можно найти по ссылке:

Необходимые документы

  1. Для заключения договора ГПХ с лицом, имеющим иностранное гражданство, которое пребывает на территории РФ временно, представляются следующие документы:
  • паспорт или другой документ, служащий для удостоверения личности;
  • разрешение на работу или патент (п. 4 ст. 13 закона № 115-ФЗ); данные документы не представляются в некоторых случаях, предусмотренных названной статьей;
  • документ об образовании, подтверждающая квалификацию или наличие специальных знаний документация (если работа по договору предполагает соответствующий уровень квалификации и подготовки).
  • миграционная карта (см. абз. 6 п. 1 ст. 2 закона № 115-ФЗ) и виза (если пребывание физлица с другим гражданством предусматривает визовый режим);
  1. Если физлицо с гражданством другого государства временно проживает на территории РФ, то для оформления договора ГПХ с ним необходимо запросить у такого лица:
  • паспорт или другой документ для удостоверения личности;
  • разрешение на временное проживание (см. абз. 7 п. 1 ст. 2 закона № 115-ФЗ);
  • СНиЛС (при его отсутствии организация-заказчик сама должна его оформить);
  • документ об образовании, квалификации или обладании спецзнаниями.
  1. Аналогичные перечисленным в п. 2 данного списка документы запрашиваются и у физлица с гражданством другого государства, постоянно проживающего на территории РФ. Только вместо разрешения на временное проживание предъявляется вид на жительство (см. абз. 8 п. 1 ст. 2 закона № 115-ФЗ).
Ознакомьтесь так же:  Приказ 412 от 28122018

Гражданско-правовой договор с иностранным гражданином — образец такого документа составляется по общим правилам оформления договоров ГПХ, установленным гражданским законодательством РФ. Перед оформлением названного документа иностранный гражданин в зависимости от своего статуса должен представить организации-заказчику установленный законом перечень документов.

Оформление гражданина Казахстана

Подскажите пожалуйста, уважаемые эксперты.

Как мне оформить гражданина Казахстана в компанию? Чтобы все было как положено, ему шли отчисления в пенсионный и т.д.

По некоторой информации, которую я сам нашел в интернете, с 2015 года граждан Казахстана можно спокойно оформлять без проблем и обязательного разрешения на работу.

А вот наш внештатный бухгалтер, говорит, что от него нужно разрешение.

При этом, этот человек пока не переезжает в Россию. Он физически в Казахстане, а работает полноценно с нами по удаленной схеме. Теперь он уволился с текущего места и надо его оформить у нас, чтобы человек спокойно работал.

Как это сделать все-таки?

Ответы юристов (9)

При этом, этот человек пока не переезжает в Россию. Он физически в Казахстане, а работает полноценно с нами по удаленной схеме. Теперь он уволился с текущего места и надо его оформить у нас, чтобы человек спокойно работал.
Иван

Разрешение на работу не требуется, так как Казахстан входит в ЕЭС.

Договор о Евразийском экономическом союзе (с изменениями на 8 мая 2015 года) (редакция, действующая с 1 октября 2015 года)
Статья 97 Трудовая деятельность трудящихся государств-членов
Трудовая деятельность трудящихся государств-членов
1. Работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
2. Государства-члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных настоящим Договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания.

Есть вопрос к юристу?

По некоторой информации, которую я сам нашел в интернете, с 2015 года граждан Казахстана можно спокойно оформлять без проблем и обязательного разрешения на работу.
Иван

Да, всё так и есть. На основании положений ст.97 Договора о ЕАЭС работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.

Ваш бухгалтер поэтому неправ. И срок пребывания гражданина РК на территории РФ будет равен сроку его трудового договора. Если ТД бессрочный, то и находится на территории РФ он может без проблем столько, сколько будет у Вас работать.

Как Вы и говорите никакого разрешения на его работу в России не требуется.

3. Как принять на работу граждан Казахстана, Армении, Киргизии

Привлечение к трудовой деятельности в РФ граждан иностранных государств — членов ЕАЭС осуществляется в упрощенном порядке с учетом положений Договора о ЕАЭС (в частности, ст. 97 названного Договора).

К гражданам государств — членов ЕАЭС относятся в том числе граждане Казахстана, Армении и Кыргызстана. Это следует из преамбулы, п. 1 ст. 1 Договора о ЕАЭС, абз. 1 ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., подписанного в г. Минске 10 октября 2014 г. (далее — Договор о присоединении Армении к Договору о ЕАЭС), абз. 1 ст. 1 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., подписанного в г. Москве 23 декабря 2014 г. (далее — Договор о присоединении Кыргызстана к Договору о ЕАЭС).

Упрощенный порядок привлечения к трудовой деятельности в РФ граждан иностранных государств — членов ЕАЭС предполагает, в частности, следующее.

1. Работодатели (заказчики работ, услуг) вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности в РФ таких иностранцев без учета ограничений по защите национального рынка труда (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС). Например, при приеме на работу указанных лиц работодателю не нужно учитывать ограничения, которые касаются ежегодно устанавливаемой Правительством РФ в соответствии с п. 5 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ допустимой доли иностранных работников, используемых в определенных отраслях экономики.

2. Данным гражданам для осуществления трудовой деятельности в России не требуется получать разрешение на работу или патент. Такой вывод следует из анализа п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС, абз. 16, 17 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ.

3. В целях осуществления гражданами иностранных государств — членов ЕАЭС трудовой деятельности в РФ признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) указанных государств, без проведения установленных законодательством РФ процедур признания документов об образовании. Это следует из абз. 1 п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС.

Исключение составляют случаи, когда названные граждане претендуют на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в РФ. Для занятия такими видами деятельности им необходимо пройти установленную законодательством РФ процедуру признания документов об образовании, выданных в упомянутых государствах. Данный вывод следует из абз. 2 п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС.

Документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами иностранных государств — членов ЕАЭС, признаются в соответствии с законодательством РФ (абз. 3 п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Работодатель (заказчик работ, услуг) вправе запрашивать нотариальный перевод на русский язык документов об образовании, а также для верификации этих документов направлять запросы, в том числе путем обращения к информационным базам данных, в образовательные организации (учреждения образования, организации в сфере образования), которые выдали документы, и получать соответствующие ответы. Это следует из абз. 4 п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС.

Несмотря на упрощенный порядок привлечения к трудовой деятельности в России граждан государств — членов ЕАЭС, по мнению Минтруда России (письмо от 17.12.2015 N 16-4/В-823), при приеме на работу таких иностранцев требуется указанный в абз. 2 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ договор (полис) добровольного медицинского страхования либо договор между работодателем и медицинской организацией об оказании данным гражданам платных медицинских услуг.

В связи с этим и с учетом положений ч. 2 ст. 327.2 ТК РФ в их трудовые договоры должно быть включено в том числе условие об основании оказания им медицинской помощи в течение срока действия договора с указанием, в частности, реквизитов полиса добровольного медицинского страхования. Как разъясняет Минтруд России, данные граждане признаются застрахованными в системе обязательного медицинского страхования только после заключения такого трудового договора и получения статуса трудящегося государства — члена ЕАЭС.

Кроме того, работодатели и заказчики работ (услуг) обязаны уведомлять, в частности, о заключении трудового или соответствующего гражданско-правового договора с такими иностранцами территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ, на территории которого данные иностранные граждане трудятся. Срок уведомления — не позднее трех рабочих дней с даты заключения договора. Этот вывод сделан на основании абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ с учетом того, что Договор о ЕАЭС не содержит положений, которые предусматривают исключения из требований, установленных приведенной нормой.

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ, иностранные граждане подлежат миграционному учету по месту пребывания.

Исключений из приведенного правила в отношении граждан иностранных государств — членов ЕАЭС названным Законом и Договором о ЕАЭС не предусмотрено. Однако имеются некоторые особенности постановки указанных граждан на миграционный учет.

Путеводитель по кадровым вопросам. Иностранные работники
Подготовлен специалистами АО «Консультант Плюс»

С уважением! Г.А. Кураев

Уточнение клиента

А какие документы нужны от человека для его трудоустройства?

Каким образом будут осуществляться отчисления в ПФ? (все также, как и у российский специалистов?)

01 Сентября 2016, 13:04

Аналогично по дистанционной работе. Оформляйте его как и гражданина России, с учётом норм ТК по дистанционному трудоустройству.

Здравствуйте. Если я правильно поняла, он и не намерен приезжать в РФ.

При этом, этот человек пока не переезжает в Россию. Он физически в Казахстане, а работает полноценно с нами по удаленной схеме.
Иван

В этом случае заключается трудовой договор о дистанционной работе.

ТК РФ
Статья 312.1. Общие положения
Дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».
Дистанционными работниками считаются лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе.
На дистанционных работников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
В случае, если настоящей главой предусмотрено взаимодействие дистанционного работника или лица, поступающего на дистанционную работу, и работодателя путем обмена электронными документами, используются усиленные квалифицированные электронные подписи дистанционного работника или лица, поступающего на дистанционную работу, и работодателя в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Каждая из сторон указанного обмена обязана направлять в форме электронного документа подтверждение получения электронного документа от другой стороны в срок, определенный трудовым договором о дистанционной работе.
В случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом работник должен быть ознакомлен в письменной форме, в том числе под роспись, с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью, приказами (распоряжениями) работодателя, уведомлениями, требованиями и иными документами, дистанционный работник может быть ознакомлен с ними путем обмена электронными документами между работодателем и дистанционным работником.
В случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом работник вправе или обязан обратиться к работодателю с заявлением, предоставить работодателю объяснения либо другую информацию, дистанционный работник может сделать это в форме электронного документа.
Для предоставления обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством дистанционный работник направляет работодателю оригиналы документов, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по почте заказным письмом с уведомлением.
При подаче дистанционным работником заявления о выдаче заверенных надлежащим образом копий документов, связанных с работой (статья 62 настоящего Кодекса), работодатель не позднее трех рабочих дней со дня подачи указанного заявления обязан направить дистанционному работнику эти копии по почте заказным письмом с уведомлением или, если это указано в заявлении, в форме электронного документа.
Статья 312.2. Особенности заключения и изменения условий трудового договора о дистанционной работе
Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 312.2 ТК РФ
— Как принять на работу дистанционного работника
— Порядок внесения в трудовую книжку сведений о приеме на работу по трудовому договору о дистанционной работе

Трудовой договор о дистанционной работе и соглашения об изменении определенных сторонами условий трудового договора о дистанционной работе могут заключаться путем обмена электронными документами. При этом в качестве места заключения трудового договора о дистанционной работе, соглашений об изменении определенных сторонами условий трудового договора о дистанционной работе указывается место нахождения работодателя.
В случае, если трудовой договор о дистанционной работе заключен путем обмена электронными документами, работодатель не позднее трех календарных дней со дня заключения данного трудового договора обязан направить дистанционному работнику по почте заказным письмом с уведомлением оформленный надлежащим образом экземпляр данного трудового договора на бумажном носителе.
При заключении трудового договора о дистанционной работе путем обмена электронными документами документы, предусмотренные статьей 65 настоящего Кодекса, могут быть предъявлены работодателю лицом, поступающим на дистанционную работу, в форме электронного документа. По требованию работодателя данное лицо обязано направить ему по почте заказным письмом с уведомлением нотариально заверенные копии указанных документов на бумажном носителе.
Если трудовой договор о дистанционной работе заключается путем обмена электронными документами лицом, впервые заключающим трудовой договор, данное лицо получает страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования самостоятельно.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
Ознакомление лица, заключающего трудовой договор о дистанционной работе, с документами, предусмотренными частью третьей статьи 68 настоящего Кодекса, может осуществляться путем обмена электронными документами.
По соглашению сторон трудового договора о дистанционной работе сведения о дистанционной работе могут не вноситься в трудовую книжку дистанционного работника, а при заключении трудового договора впервые трудовая книжка дистанционному работнику может не оформляться. В этих случаях основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже дистанционного работника является экземпляр трудового договора о дистанционной работе, указанный в части второй настоящей статьи.
При отсутствии указанного в части шестой настоящей статьи соглашения дистанционный работник предоставляет работодателю трудовую книжку лично или направляет ее по почте заказным письмом с уведомлением.
В трудовом договоре о дистанционной работе помимо дополнительных условий, не ухудшающих положения работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (часть четвертая статьи 57 настоящего Кодекса), может предусматриваться дополнительное условие об обязанности дистанционного работника использовать при исполнении им своих обязанностей по трудовому договору о дистанционной работе оборудование, программно-технические средства, средства защиты информации и иные средства, предоставленные или рекомендованные работодателем.

Ознакомьтесь так же:  Налоговый вычет за обучение документы 2018

Статья 312.3. Особенности организации и охраны труда дистанционных работников

Порядок и сроки обеспечения дистанционных работников необходимыми для исполнения ими своих обязанностей по трудовому договору о дистанционной работе оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами, порядок и сроки представления дистанционными работниками отчетов о выполненной работе, размер, порядок и сроки выплаты компенсации за использование дистанционными работниками принадлежащих им либо арендованных ими оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, порядок возмещения других связанных с выполнением дистанционной работы расходов определяются трудовым договором о дистанционной работе.
В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда дистанционных работников работодатель исполняет обязанности, предусмотренные абзацами семнадцатым, двадцатым и двадцать первым части второй статьи 212 настоящего Кодекса, а также осуществляет ознакомление дистанционных работников с требованиями охраны труда при работе с оборудованием и средствами, рекомендованными или предоставленными работодателем. Другие обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на дистанционных работников не распространяются, если иное не предусмотрено трудовым договором о дистанционной работе.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

Статья 312.4. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника

Если иное не предусмотрено трудовым договором о дистанционной работе, режим рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника устанавливается им по своему усмотрению.
Порядок предоставления дистанционному работнику ежегодного оплачиваемого отпуска и иных видов отпусков определяется трудовым договором о дистанционной работе в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами, содержащими нормы трудового права.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 5 ноября 2015 г. N 17-3/В-534

Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение по вопросу начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на выплаты, производимые в пользу гражданина Украины, заключившего с российской организацией трудовой договор о дистанционной работе за пределами территории Российской Федерации, и сообщает следующее.
Из обращения следует, что работодатель — российская организация собирается заключить трудовой договор о дистанционной работе с гражданином Украины, который будет исполнять обязанности по этому договору на территории Украины.
Особенности правового регулирования труда дистанционных работников определены главой 49.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс).
На дистанционных работников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом (статья 312.1 Трудового кодекса).
Вместе с тем, учитывая положения статьи 312.3 Трудового кодекса об обязанности работодателя обеспечить безопасные условия и охрану труда дистанционных работников, а также положения статьи 13 Трудового кодекса о том, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют только на территории Российской Федерации, обеспечение работодателем безопасных условий труда для дистанционных работников, работающих за пределами Российской Федерации, не представляется возможным.
Следовательно, Трудовой кодекс не предусматривает возможность заключения трудового договора о дистанционной работе с иностранным гражданином, проживающим и осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации.
Таким образом, по нашему мнению, сотрудничество с такими гражданами следует осуществлять в рамках гражданско-правовых отношений.
При этом в соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» выплаты и иные вознаграждения, начисленные российской организацией в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, не являются объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды.
Что касается обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то из положений пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» следует, что физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Заместитель директора Департамента
развития социального страхования
Л.А.КОТОВА
05.11.2015
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 5 марта 2015 г. N 03-04-06/11830

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО (далее — Организация) по вопросу налогообложения доходов физического лица, постоянно проживающего на территории Украины, полученных на основании трудового договора с Организацией о дистанционной работе на Украине, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.
Из письма следует, что работник не будет въезжать на территорию Российской Федерации, а взаимодействие с работодателем будет осуществлять с помощью сети Интернет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Кодекса плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно статье 209 Кодекса для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, объектом налогообложения признается доход, полученный от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, доход, полученный от источников в Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 208 Кодекса вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации относится к доходам от источников за пределами Российской Федерации.
Из изложенного следует, что доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации (на Украине) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации.
По вопросу уплаты страховых взносов следует обратиться в Минтруд России.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН
05.03.2015

Если работник не планирует переезжать в Россию, то Вам необходимо будет заключить трудовой договор о дистанционной работе.

По специфике заключения такого трудового договора предлагаю Вашему вниманию статью

Действующее законодательство не содержит прямых запретов на применение дистанционного труда иностранцев на территории Российской Федерации, поэтому на основании правовых норм, регулирующих труд иностранных работников в Российской Федерации и труд дистанционных работников, с иностранцами возможно заключение трудовых договоров о дистанционной работе.

При дистанционной работе возникают сложности с определением места работы работника. В соответствии со ст. 57 ТК РФ условие о месте работы относится к обязательным условиям любого трудового договора. О необходимости такого условия в договоре с дистанционным работником говорит и Роструд, определяя место работы как место, в котором такой работник непосредственно исполняет возложенные трудовым договором обязанности

Однако в силу самой специфики дистанционного труда определить место работы все же достаточно затруднительно. Если руководствоваться определением Роструда, то под это определение скорее подходит не место работы, а рабочее место, которого у дистанционного работника нет в силу характера его труда. В качестве варианта как место работы дистанционного работника можно рассматривать саму организацию-работодателя, в штат которой он принимается на работу. Но и в этом случае такое место работы не отразит необходимой сути и будет иметь сугубо косвенный и формальный характер, так как по месту нахождения работодателя работник выполнять трудовые обязанности не будет. Поэтому можно предположить, что наличие в трудовом договоре условия о дистанционном характере работы все-таки является определенным свидетельством особого правового статуса такого работника и позволяет избегать включения в договор положений, носящих формальный характер.

Несколько слов о специфике процедуры заключения трудового договора. Его заключение с дистанционным работником допускается как традиционным способом (то есть в письменной форме путем составления и подписания сторонами документа на бумажном носителе), так и особым — путем обмена электронными документами (что также не исключает письменной формы трудового договора).

Конечно, если будущий дистанционный работник пребывает в России и работа по трудовому договору также будет осуществляться на ее территории, то способ заключения трудового договора может быть выбран любой исходя из удобства для сторон. Но если же будущий работник находится за пределами нашей страны и там же планирует выполнять трудовую функцию, то вероятнее всего, стороны должны будут прибегнуть к заключению договора путем обмена электронными документами. Этот способ видится достаточно удобным при значительной удаленности работника от работодателя и невозможности его присутствовать лично при заключении трудового договора.

Если трудовой договор заключается путем обмена электронными документами, то в соответствии с ч. 4 ст. 312.1 ТК РФ непременным условием является использование сторонами усиленных квалифицированных электронных подписей.

В соответствии со ст. 7 данного Федерального закона электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, в Российской Федерации признаются электронными подписями того вида, признакам которого они соответствуют. Электронная подпись и подписанный ею электронный документ не могут считаться не имеющими юридической силы только на том основании, что сертификат ключа проверки электронной подписи выдан в соответствии с нормами иностранного права.

При обмене электронными документами стороны обязаны направлять друг другу в форме электронного документа подтверждение получения электронных документов.

В то же время заключение трудового договора путем обмена электронными документами не освобождает работодателя от обязанности оформить трудовой договор на бумажном носителе и направить его работнику не позднее трех календарных дней со дня заключения. Экземпляр отправляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении работнику.

В ст. 327.3 ТК РФ законодатель устанавливает для иностранцев ряд исключений из установленных ст. 65 ТК РФ правил, касающихся предъявления при заключении трудового договора документов.

Во-первых, иностранцу не требуется предъявлять российскому работодателю документы воинского учета. Исключением могут являться лишь случаи, установленные федеральными законами или международными договорами, указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Во-вторых, наряду с предусмотренными ст. 65 ТК РФ документами иностранец предъявляет работодателю ряд дополнительных документов:

— договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг такому работнику (предъявляют только временно пребывающие на территории нашей страны иностранцы);

Существенной особенностью трудовых отношений с участием дистанционного работника является возможность по соглашению сторон не вносить в трудовую книжку работника сведения о дистанционной работе. Если же трудовой договор заключается впервые, трудовая книжка работнику может не оформляться. В этих случаях основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже дистанционного работника будет экземпляр трудового договора. Если же такого соглашения сторонами не достигнуто, то работник обязан представить работодателю трудовую книжку российского образца, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства. Данные правила в полной мере распространяются и на иностранных дистанционных работников.

В соответствии с ч. 3 ст. 66 ТК РФ работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для него основной. Иностранные дистанционные работники на основании ч. 7 ст. 312.2 ТК РФ представляют работодателю трудовую книжку лично или направляют ее по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Работодатель должен завести трудовую книжку на иностранного работника, если у него отсутствует трудовая книжка российского образца, заведенная ранее у другого работодателя. В том случае, если работник представил трудовую книжку старого (т.н. советского) образца, полученную им ранее в бывшей советской республике, впоследствии ставшей суверенным государством, новую книжку заводить нет необходимости. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225 «О трудовых книжках» (с изм. и доп.) имеющиеся у работников такие книжки действительны и обмену на новые не подлежат. В «советскую» трудовую книжку просто вносятся записи на русском языке.

На оформляемого на дистанционную работу иностранца распространяются положения ч. 3 ст. 312.2 ТК РФ, в соответствии с которой он может предъявить работодателю предусмотренные ст. ст. 65 и 327.3 ТК РФ документы в форме электронного документа (например, отсканировав и передав в виде файлов). Также в форме электронного документа может быть передано и заявление о приеме на работу (если оно предусматривается существующими у работодателя требованиями кадрового делопроизводства).

В то же время по требованию работодателя иностранец обязан направить ему по почте заказным письмом с уведомлением о вручении заверенные в установленном порядке копии документов на бумажном носителе.

Все предъявляемые иностранцем документы, оформленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык и в установленном порядке легализованы.

Статья: Иностранные дистанционные работники: особенности оформления трудовых отношений
(Коссов И.А.)
(«Делопроизводство», 2015, N 2)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *