Договор европейского союза лиссабонский

Лиссабонский договор 108 месяцев назад

Лиссабонский договор вступил в силу

Во вторник, 1 декабря 2009 года, Лиссабонский договор о реформе Евросоюза вступил в силу. «Лиссабонский договор ставит граждан в центр европейского проекта», — заявил глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. «Я счастлив, что теперь у нас есть институты, необходимые для действия, и период стабильности, чтобы мы смогли сосредоточить всю нашу энергию на достижении ключевых для наших граждан задач», — подчеркнул он.

Среди этих задач Жозе Мануэл Баррозу назвал плавный выход из экономического кризиса и усиление европейской социальной политики, борьбу с потеплением климата и создание к 2020 году «новой зеленой экономики, а также активизацию европейской внешней политики для усиления роли ЕС на международной арене и способности всех стран сообщества «говорить в один голос». В заявлении Еврокомиссии подчеркивается, что Лиссабонский договор закроет институциональные дебаты на обозримое будущее.

Вступление в силу Лиссабонского договора означает окончание институционального кризиса, начавшегося более четырех лет назад после провала европейской конституции на референдумах во Франции и Нидерландах. Сам Лиссабонский договор стал преемником евроконституции, унаследовав от нее всю содержательную часть реформы руководящей структуры сообщества.

Договор создает условия для дальнейшей интеграции Евросоюза, упрощает механизмы принятия решения внутри ЕС, впервые в истории сообщества создает полноценную единую европейскую дипломатическую службу, расширяет полномочия Европарламента. Договор также ввел должность президента ЕС, которым стал бывший премьер Бельгии Херман Ван Ромпей. Ему предстоит стать «лицом» Евросоюза на международной арене, а также председательствовать на европейских саммитах и готовить компромиссы по наиболее важным вопросам европейской повестки дня. Важнейшим элементом договора стало предоставление фундаментальной Хартии прав европейских граждан юридической силы наравне с действующими основными соглашениями ЕС, хотя и не без ряда оговорок, исключений и пояснений, сделанных для таких стран как Великобритания, Ирландия и Чехия.

Лиссабонский договор также открывает дорогу для продолжения расширения Евросоюза. В этом направлении первыми на очереди стоят балканские государства, за ними — более противоречивый кандидат, Турция.

Брюссель встречает вступление в силу нового базового договора Евросоюза буднично, в рабочем порядке. Это неудивительно, поскольку все европейское руководство находится в Пекине на саммите Китай-Евросоюз. Торжественная церемония в связи с вступлением в силу нового договора состоится в Лиссабоне, где это соглашение было подписано в период португальского председательства ЕС в конце 2007 года. Церемонию организуют совместно Португалия, председательствующая в ЕС до конца этого 2009 года Швеция и Еврокомиссия, сообщает ИТАР-ТАСС.

Лиссабонский договор — международный договор, подписанный на саммите ЕС 13 декабря 2007 в столице Португалии. Он был создан на замену Конституции ЕС, принять которую так и не удалось.

Договор вносит изменения в действующие соглашения о Европейском союзе — Договор об учреждении Европейского Сообщества (Римский договор, 1957 г.), Маастрихтский договор, 1992 г. и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии, 1957 г. в целях реформирования системы управления ЕС. Он упрощает систему коллективных органов управления Евросоюза, принципы и порядок их работы, делает их деятельность более понятной и прозрачной.

Так, состав Еврокомиссии — «правительства» Евросоюза — сокращается на треть; вводится должность «президента» ЕС (председателя Европейского совета) и главы общеевропейского МИДа («высокого представителя по внешней политике и политике безопасности»). По договору ЕС обретает правосубъектность — то есть получает право быть стороной международных договоров в любых сферах своей компетенции. Государства-члены союза сохраняют право заключать международные договора при условии, что они не противоречат соглашениям, заключенным Евросоюзом, а также не относятся к сфере компетенции ЕС.

Европейский совет — клуб глав государств-членов союза — становится полноправным институтом ЕС, в него также входит президент ЕС и председатель Еврокомиссии. Председатель Евросовета, которого в прессе для простоты и звучности называют президентом ЕС, будет избираться на 2,5 года с правом переизбрания на второй срок.

Создается полноценное внешнеполитическое ведомство ЕС. Его глава — высокий представитель по внешней политике и политике безопасности — автоматически становится также заместителем председателя Еврокомиссии.

Расширяются полномочия Европарламента — он на равных с Евросоветом будет ведать законодательством союза и его бюджетом. Европарламент также получает право избирать председателя Еврокомиссии (сейчас он только одобряет кандидатуру, выдвинутую правительствами стран-членов). Членов парламента может быть не более 751, считая председателя; распределение мест происходит по принципу «снижающейся пропорциональности»: минимум 6 представителей от государства, максимум — 96. Такая система заработает не сразу после вступления договора в силу, а в 2014 году.

Лиссабонский договор «обеспечит Евросоюз современными институтами и оптимизированными методами управления, чтобы рационально и эффективно справляться с современными вызовами в современном мире» — так говорится на официальном интернет-сайте, посвященном соглашению. Потребность в подобном договоре в Брюсселе объясняют сложностью стоящих перед странами континента проблем — демографических, климатических, энергетических, в области безопасности — с которыми под силу справиться только по-настоящему объединенной Европе. Эксперты говорят, что роль Евросоюза на мировой арене в итоге повысится, и объединенная Европа сможет в перспективе играть в мировой политике не меньшую роль, чем США.

Лиссабонский договор

Лиссабонский договор – это самый новый основной договор Европейского союза. Он вступил в силу 1.12.2009. Цель нового договора – упростить и внести ясность в принятие решений союзом. Договор дополняет предшествующие договора.

Посредством договора были изменены роли, задачи и состав органов Евросоюза, чтобы они отвечали потребностям расширившегося союза. Таким образом, договор даёт ответ на вопрос: «Кто и что делает в ЕС и когда?»

Кроме этого, в Лиссабонском договоре сделаны важные административные и принципиальные нововведения. Например, Хартия основных прав стала неотъемлемой частью основного договора. Она определяет ценности, цели и принципы Европейского союза.

  • Лиссабонский договор 2009 (на официальных языках ЕС), весь текст.
  • Хартия основных прав (на официальных языках ЕС).
    (На верхней ссылке слева открывается весь текст в формате pdf).
  • Дополнительная информация о Лиссабонском договоре (на финском языке).

Лиссабонский договор и институциональная система Европейского союза

Страницы в журнале: 146-148

О.М. Мещерякова,

доктор юридических наук, профессор кафедры международного права Российского университета дружбы народов Россия, Москва [email protected]

Анализируется Лиссабонский договор 2007 года в аспекте проблемы расширения компетенции институтов ЕС. На примере анализа норм Лиссабонского договора рассмотрены вопросы структуры и функции институтов ЕС. Рассматривается также важнейшая для интеграционных сообществ проблема наднациональности в ЕС, где в качестве основного принципа действует принцип приоритета права Союза над национальным правом государств-членов, а также принцип прямого действия права ЕС и суверенной государственности государств-членов.

Ключевые слова: институциональная система Европейского союза, Лиссабонский договор, наднациональность, суверенитет государств-членов Европейского союза, интеграция, Европейский союз, разграничение компетенций, специальные меры правового регулирования, глобализация, полномочие, международная организация.

На протяжении развития европейского интеграционного процесса институциональная система подвергалась неоднократным преобразованиям. Можно с полным правом заявить, что в Европейском союзе изменение функций его институтов является одним из ключевых моментов всех системных и структурных преобразований, которые предпринимаются на протяжении всего развития ЕС.

Лиссабонский договор 2007 года, ознаменовавший очередной этап реформирования ЕС и принятый после неудавшейся попытки конституционализации ЕС, продолжил традицию, начатую в двух предыдущих ревизионных договорах Европейского союза: Амстердамском (1997) и Ниццком (2001). Все три указанных договора являются договорами об изменениях и дополнениях, вносимых в учредительные договоры ЕС. Поэтому представляется, что Лиссабонский договор можно поставить в один ряд с указанными двумя договорами и также отнести к ревизионным договорам.

Вместе с тем с принятием Лиссабонского договора процесс реформирования ЕС вступает в свою решающую стадию. Новый договор о реформе определяет основные направления интеграционного процесса на длительный период и является бессрочным.

Вопрос об изменении функций институтов ЕС напрямую связан с другой важнейшей для интеграционного права проблемой — взаимодействием права ЕС и внутригосударственного права государств-членов [3].

Кроме того, значение Лиссабонского договора усиливается еще и тем обстоятельством, что он был принят «взамен» проекта Договора, устанавливающего Конституцию для Европы, который должен был стать источником права, «беспрецедентным по своему объему в сравнении как с национальными конституциями, так и с большинством международных договоров» [2, с. 28].

Большинство положений об институциональной реформе, содержащихся в проекте указанной Конституции, были включены в текст Лиссабонского договора.

Одной из особенностей организационного механизма ЕС является то, что вектор развития его институциональной системы был задан еще в 1950-е годы ХХ века, когда преобладала федералистская концепция развития интеграции. В последующие годы развития и углубления интеграционного процесса федералистская концепция стала постепенно вытесняться, уступив место более реалистичной суверенитистской концепции [5, р. 24].

Однако структура институциональной системы сохранила свои основные характеристики, заданные согласно плану Шамана-Монне. Это привело к дисбалансу в распределении полномочий между Союзом и государствами-членами [3]. По мере развития и углубления интеграции эта проблема не только не была решена, но и приобрела новые очертания. Поэтому все последующие реформы организационного механизма были направлены на обеспечение баланса полномочий между государствами-членами, с одной стороны, и ЕС — с другой, так как нарушение этого баланса снижает не только эффективность институциональной системы, но и легитимность институтов [4].

Таким образом, основной целью всех до сих пор предпринимавшихся реформ институциональной системы ЕС всегда было повышение легитимности институтов. Не стал исключением и Лиссабонский договор.

Наиболее существенные изменения, вносимые им, касаются места и роли Европейского парламента в институциональной системе ЕС, а также процесса принятия решений в Совете ЕС.

Ознакомьтесь так же:  Изменение фио приказ

Лиссабонский договор значительно расширил компетенцию Европейского парламента по многим аспектам, имеющим ключевое значение для функционирования институциональной системы ЕС.

Во-первых, расширяя сферу применения процедуры совместных решений, называемой по Лиссабонскому договору обычной законодательной процедурой (ст. 294), Лиссабонский договор фактически уравнивает Европейский парламент с Советом.

Теперь, согласно Лиссабонскому договору, Европейский парламент наряду с межправительственным институтом — Советом — в рамках общей законодательной процедуры вотирует законопроекты, исходящие от Комиссии.

Поскольку Лиссабонский договор значительно расширяет количество сфер, в которых решения принимаются на основе общей законодательной процедуры (теперь это 27 сфер сотрудничества), можно говорить о том, что Лиссабонский договор расширяет полномочия Европейского парламента в процессе принятия решений.

Во-вторых, роль Европейского парламента усиливается также при избрании Председателя Европейской комиссии. Согласно п. 7 ст. 17 Договора о Европейском Союзе в Лиссабонской редакции, Европейский совет, постановляя квалифицированным большинством, предлагает кандидатуру на пост Председателя Комиссии Европейскому парламенту. Парламент принимает решение большинством голосов. Если Европарламент не утверждает предложенную кандидатуру, то она отклоняется.

В-третьих, Парламент наделяется равными с Советом полномочиями в процессе утверждения бюджета Европейского Союза.

В-четвертых, если, согласно Договору о Европейском союзе в прежней редакции, предложения об изменении учредительных договоров могли исходить от государств-членов или Комиссии, то по Лиссабонскому договору Европейский парламент также наделен этим полномочием (п. 2 ст. 48 Договора о Европейском союзе в редакции Лиссабонского договора).

Другим нововведением Лиссабонского договора, затрагивающим институциональную систему ЕС, является изменение процедуры принятия решений в Совете: Лиссабонский договор вводит новые правила для определения квалифицированного большинства.

Согласно новым правилам, для того чтобы решение было принято квалифицированным большинством, необходимо, чтобы за него проголосовало не просто определенное число государств, но также чтобы проголосовавшие «за» государства представляли определенный процент населения Союза.

Положения о квалифицированном большинстве в Совете, установленные Протоколом о переходных положениях на основе системы так называемых взвешенных голосов, создают элемент наднациональности в межправительственном органе — Совете.

Как устанавливается нормами Протокола о переходных положениях, члены Совета, представляющие разные государства, не располагают одинаковым числом голосов.

Голосование в Совете производится так называемыми взвешенными голосами. Интересно, что «вес» каждого государства определяется не на основе экономических показателей, — решающее значение при определении числа «взвешенных голосов», которыми будет располагать каждое государство, является размер территории и численность населения.

Количество «взвешенных голосов» каждого государства закреплено в Протоколе.

В указанном Протоколе закреплены три временных периода [1]:

1. До 31 октября 2014 г. голосование будет производиться «взвешенными голосами». Квалифицированное большинство составляет 255 «взвешенных голосов», если законопроект представлен Европейской Комиссией.

Если законопроект исходит не от Комиссии, то устанавливается дополнительное условие: поддержка со стороны 2/3 государств-членов.

2. С 1 ноября 2014 г. по 31 марта 2017 г. решение должно быть принято 55% от числа государств. Причем эти 55% государств-членов должны представлять минимум 65 % населения Европейского союза (ст. 16 Договора о функционировании Европейского союза).

3. С 1 апреля 2017 г. решения будут приниматься голосами 55% государств-членов, представляющих не менее 55% населения ЕС.

Таким образом, значительное усиление роли такого наднационального института, как Европейский парламент, в процессе принятия решений усиливает элемент наднациональности в ЕС и не только не способствует упрощению законодательной процедуры, но и, напротив, усложняет ее.

Что касается новых правил определения квалифицированного большинства в Совете, то показатели, взятые за основу при «взвешивании» голосов, также не способствуют установлению справедливого баланса интересов в этом межправительственном институте. В соответствии с ними, например, Германия, Великобритания и Франция располагают 29 взвешенными голосами, а Польша — 27. При этом Германия, Великобритания и Франция являются государствами-донорами, а Польша получает значительные финансовые вливания из бюджета ЕС. Это, разумеется, вызывает недовольство государств-основателей ЕС.

Таким образом, система определения «веса» голосов государств-членов в Совете не способствует эффективности функционирования институциональной системы ЕС в целом. Напротив, она, во-первых, усиливает элемент наднациональности в ЕС, а во-вторых, обостряет еще одну неразрешимую проблему ЕС — проблему его неоднородности.

Лиссабонский договор, увеличивая степень наднациональности в функционировании институтов Европейского Союза, не только не решает задач, стоящих перед Союзом, но и ведет к усугублению и без того обостряющейся с каждым последующим расширением Союза проблемы его неоднородности.

Задача повышения легитимности институтов ЕС в Лиссабонском договоре также не решена. Это легко можно проиллюстрировать, основываясь на введенной Лиссабонским договором системе распределения взвешенных голосов в Совете.

Кроме того, усиление роли Европейского парламента и расширение его полномочий осложняет процесс принятия решений, поскольку преодолевать разногласия между Советом и Европейским парламентом в процессе обсуждения законопроектов становится все сложнее.

На основании анализа новелл Лиссабонского договора, касающихся двух институтов, участвующих в процессе принятия решений, — Совета и Европейского парламента, — можно сформулировать следующие выводы.

Проблема создания институциональной системы, способной обеспечить баланс полномочий между институтами Союза и государствами-членами, осложняется неоднородностью ЕС. Именно в вопросе построения институциональной системы, наделения институтов Союза компетенцией сталкиваются суверенные интересы государств-членов. Проблема расширения компетенции институтов ЕС напрямую связана не только с вопросом о наднациональности, но и с усиливающейся неоднородностью этого интеграционного объединения.

Как показывает практика, неоднородность ЕС — это на сегодняшний день важнейшая проблема, от решения которой зависит, будет ли ЕС проводить в дальнейшем преобразования, направленные на укрепление так называемого твердого ядра в интеграционном процессе. Отметим, однако, что опыт, полученный в результате членства Греции в еврозоне, может стать толчком к дальнейшей фрагментации в европейском интеграционном процессе.

1. Европейский Союз: основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора / отв. ред. С.Ю. Кашкин. М., 2011.

2. Конституция Европейского Союза: договор, устанавливающий Конституцию для Европы / отв. ред. С.Ю. Кашкин. М., 2005.

3. Мещерякова О.М. Взаимодействие права ЕС и внутригосударственного права государств-членов // Правовая инициатива. 2012. № 3.

4. Мещерякова О.М. Финансовая политика Европейского Союза и Федеральный Конституционный Суд ФРГ // Юридический мир. 2012. № 10.

5. Favret J.-M. Droit et pratique de l’Union europeene. Paris, 2003.

Лиссабонский договор

  • Викифицировать статью.
  • Обновить статью, актуализировать данные.

Лиссабонский договор (официальное название — «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества», англ. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community ) — международный договор, подписанный на саммите ЕС 13 декабря 2007 года в Жеронимуше в Лиссабоне.

Призван заменить собой не вступившую в силу Конституцию ЕС и внести изменения в действующие соглашения о Европейском союзе в целях реформирования системы управления ЕС.

Предыстория Договора о реформе

Договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества, или Договор о реформе ЕС, созданный с целью улучшения функционирования Европейского союза в составе 27 стран-членов и укрепления его роли и позиций на мировой арене в условиях резких глобальных изменений, был окончательно согласован на Межправительственной конференции в Лиссабоне 19 октября 2007 года.

Задуманный как «инструментарий», этот во многом инновационный договор призван заложить основы функционирования Евросоюза на ближайшие 15—20 лет. Подписание Договора 13 декабря 2007 г. открыло период, когда страны-члены проводили процесс его ратификации. Осложнения возникли в таких странах, как Ирландия и Чешская республика, где для его одобрения была необходима поддержка 3/5 Парламента, а в случае с Ирландией еще и поддержка населением страны на референдуме.

Тем не менее, одобрение в парламентах и на референдумах 27 стран завершило 15-летнюю дискуссию о политической и институциональной реформе ЕС, которая была начата подписанием Маастрихтского договора в 1992 г. Необходимость внесения изменений в основополагающие договоры ЕС была вызвана тем, что всего за два с половиной года (апрель 2004 — 1 января 2007 гг.) число стран-членов возросло с 15 до 27, а их совокупное население достигло почти полмиллиарда человек. Договор призван заменить собой провалившийся проект Конституции ЕС (проект которой был подписан в июне 2004 г.). Когда в 2005 году на референдумах во Франции и Нидерландах Конституция была отклонена, Европейский союз оказался в институциональном тупике. Чтобы двигаться дальше, было необходимо серьёзно упростить структуру коллективных органов, принципы и порядок их работы, сделать их деятельность более понятной и прозрачной. На решение этой двуединой задачи и направлен Лиссабонский договор.

Договор о реформе закрепил баланс между целями и интересами стран-членов ЕС, придав последнему статус «супердержавы». Текст Договора вносит изменения в три основополагающих документа ЕС: Договор об учреждении Европейского сообщества (Римский договор, 1957 г.), Маастрихтский договор, 1992 г. и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии, 1957 г. После подписания и ратификации Договор о реформе перестаёт существовать как единый текст, а нововведения инкорпорируются в три перечисленные выше документа.

Договор о реформе структурно состоит из преамбулы, 7 статей, 13 протоколов и 59 деклараций. В статье 1 характеризуются изменения, которые вносятся в Договор о ЕС (стр. 3 — 40), в статье 2 — изменения в Договор об учреждении европейского сообщества (стр. 41 — 150), в статье 3 перечислены заключительные положение (стр. 151—152).

История принятия договора

По состоянию на 13 ноября 2009 года договор утвердили все 27 стран ЕС. Договор вступил в силу 1 декабря 2009 года.

Ратификация в Чехии

  • 24 ноября 2008 года президент Чехии Вацлав Клаус заявил, что, вне зависимости от решения суда и парламента, он подпишет договор только после Ирландии [87] .
  • 25 ноября 2008 года конституционный суд Чехии постановил, что Лиссабонский договор не противоречит чешской конституции [88] .
  • 18 февраля 2009 года прошло голосование в чешском парламенте и большинство депутатов (125 при необходимых 120 из 200) высказалось за ратификацию договора [89] .
  • 24 сентября 2009 года президент Чехии Вацлав Клаус заявил, что откладывает подписание договора до того момента, пока конституционный суд не рассмотрит новый готовящийся иск [90] .
  • 29 сентября 2009 года 17 сенаторов, подали новый иск в конституционный суд. Большинство из сенаторов состоят в одной партии с президентом Чехии Вацлавом Клаусом. Как известно, он является евроскептиком, и этот иск даёт ему время. Как ожидается, рассмотрение повторного иска может занять несколько месяцев [91] .
  • 11 октября 2009 года появились дополнительные сложности, стоящие на пути подписания договора, на этот раз ею стала проблема Судетских немцев. Вацлав Клаус опасается имущественных исков со стороны депортированных немцев[92]
  • 14 октября 2009 года Президент Чехии на встрече с Президентом России в Москве подтвердил, что он не подпишет Лиссабонский договор, если ЕС не выполнит всех без исключений условий Чехии. [93]
  • На проходящем 29—30 октября 2009 года саммите ЕС страны согласились с требованиями Чехии предоставить возможность стране не исполнять идущую в связке с договором Хартию о фундаментальных правах. [94]
  • 3 ноября 2009 года Конституционный суд Чехии признал отсутствие в Лиссабонском договоре противоречия Конституции Чехии, после чего президент Чехии Вацлав Клаус подписал Договор. [95][96]
  • 13 ноября 2009 года документ был передан на хранение в МИД Италии, которая является страной-депозитарием договора [78] .
Ознакомьтесь так же:  Мастер строительно монтажных работ досрочная пенсия

Правосубъектность ЕС

«Европейский союз становится правосубъектным» (ст. 47 Договора о ЕС [97] ). Это означает, что ЕС может заключать международные договоры во всех сферах его компетенции в четырёх случаях:

  1. Если это предусмотрено основополагающими договорами ЕС.
  2. Если того требует достижение целей, обозначенных в договорах.
  3. Если того требует юридически обязательный документ ЕС.
  4. Если данный договор может «повлиять на общие правила ЕС или изменить их» (Ст. 188L Римского договора).

Государства-члены имеют право заключать любой международный договор при условии, что он не противоречит соглашениям, подписанным ЕС или не относится к зоне компетенции Союза.

Договором закреплена следующая процедура по заключению международных соглашений от лица ЕС: Совет ЕС дает согласие на проведение переговоров после получения на то соответствующих рекомендаций Еврокомиссии и Высокого представителя по внешней политике и политике безопасности, он также назначает главу делегации или представителя от ЕС и принимает решение о подписании договора. Европейский парламент имеет совещательную роль, за исключением положений договора, к которым применимы юридические процедуры, и соглашений о присоединении к Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод (Ст. 188N Римского договора).

Принципы и цели ЕС

Новый договор изменяет ценности и цели Европейского союза (Ст. 2 и 3 Договора о ЕС). Договор о реформе изменяет название Договора об учреждении Европейских сообществ на Договор о функционировании ЕС, чем напрямую связывает его с Договором о ЕС и целями, которые он ставит перед объединённой Европой. Таким образом, принципы, рассматривавшиеся ранее как декларативные: защита граждан ЕС по всему миру, экономическое, социальное и территориальное единство, культурное многообразие и др., — наряду с социальными целями, становятся основополагающими задачами политики ЕС. Задачей ЕС также становится создание «внутреннего рынка» и достижение целого ряда целей: полная занятость, социальный прогресс, высокий уровень защиты окружающей среды, борьба против дискриминации, социальная справедливость, защита прав детей и т. д.

Институциональные изменения

Договор о реформе вносит изменения в Договор о ЕС в отношении институтов Союза.

Постоянный председатель Европейского совета

Вводится пост постоянного председателя Европейского совета, который будет избираться европейскими лидерами сроком на 2,5 года с возможностью переизбрания на второй срок. Постоянный председатель Европейского совета будет представлять Союз во внешней политике в рамках своих полномочий и по вопросам Общей внешней политики и политики безопасности, что не умаляет роли Верховного представителя (Ст. 9b Договора о ЕС).

19 ноября 2009 года в ходе неформального саммита ЕС в Брюсселе на этот пост был назначен премьер-министр Бельгии Херман ван Ромпёй. [98]

Европейский парламент

«Европейский парламент осуществляет законодательные функции и функции, связанные с бюджетом ЕС, совместно с Советом» (Ст. 9а). Парламент получает большую полноту власти, поскольку его вес как законодательного органа приравнивается к весу Совета. Он также получает равный статус с Советом в отношении вопросов бюджета, так как дифференциация на «обязательные» и «необязательные» расходы не проводится.

Европарламенту поручено избрание председателя Еврокомиссии (тогда как сейчас он только одобряет кандидатуру, выдвинутую правительствами стран-членов).

С 2009 г. вводится новая система распределения мест в Парламенте. Число членов ограничивается 750-ю + 1 (председатель Парламента); места распределяются по принципу «снижающейся пропорциональности»: минимум 6 представителей от государства, максимум — 96. Однако эта система распределения мест вступит в силу только в 2014 г., так как до этого времени предусмотрен переходный период (Ст. 9 Договора о ЕС).

Европейский совет

Евросовет становится полноценным институтом Союза. Он состоит из глав государств или правительств государств-членов, его председателя и председателя Комиссии. В работе будет участвовать Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности (см. ниже).

Если раньше председатель назначался по принципу ротации каждые полгода, то теперь Евросовет будет избирать его квалифицированным большинством на срок два с половиной года. Председатель Евросовета будет представлять Союз во внешней политике в рамках своих полномочий и по вопросам общей внешней политики и политики безопасности, что не умаляет роли Высокого представителя (Ст. 9b Договора о ЕС).

Изменения, прежде всего, касаются новой системы голосования по принципу квалифицированного большинства. Начиная с 1 ноября 2014 г. квалифицированным большинством считаются голоса как минимум 55 % членов Совета (как минимум 15 стран), которые представляют как минимум 65 % населения Союза. Блокирующим меньшинством становятся четыре государства-члена Совета.

Период вплоть до 31 октября 2014 г. считается переходным, равно как и период с 1 ноября 2014 г. по 31 марта 2017 г.

До 31 октября 2014 г. будет применяться ныне действующая система, заложенная в Ниццком договоре, в соответствии с которой принципу квалифицированного большинства отвечают три условия: согласие членов Совета, имеющих в сумме 255 голосов (из 345, то есть 73,9 %), которые представляют одновременно большинство стран-членов (14 из 27 государств) и 62 % населения ЕС. Количество голосов у министров от разных государств-членов зависит от количества населения страны, хотя и не строго пропорционально. [99]

В течение переходного периода с 1 ноября 2014 г. по 31 марта 2017 г. На протяжении этого времени члены Совета будут иметь возможность принимать решения по ряду вопросов (определяется в каждом отдельном случае) квалифицированным большинством как это заложено в Ниццком договоре. В этот промежуток также будет возможно воспользоваться «компромиссом Янина» (временная отсрочка вынесения решения), что требует наличия оппозиции, которая составляет 75 % порог обычного блокирующего меньшинства (то есть четыре государства, численность населения которых не менее 35 % населения всего ЕС, плюс ещё одно государство). Данный механизм позволяет государствам, которые не способны создать блокирующее меньшинство в Совете, отложить принятие решения по проблемному вопросу на «разумный период времени», в течение которого предпринимаются попытки найти компромисс.

Необходимо заметить, что переходный период был заложен в Договор прежде всего ввиду неприятия новой системы Польшей и Великобританией, поскольку принцип распределения голосов в зависимости от численности населения давал этим странам значительно большие преимущества, нежели принцип, заложенный в Договор о реформе (каждая из них обладала 27 голосами в Совете, при этом страны ЕС с максимальным количеством населения получали 29 голосов). Председательство в Совете будет осуществляться заранее определёнными группами в составе трех государств-членов на протяжении 18 месяцев. Эти группы будут составляться по принципу равной ротации, при этом во внимание будет приниматься и географическая сбалансированность представленных членов ЕС. Члены Совета, в свою очередь, занимают пост председателя каждые 6 месяцев (Ст. 9с Договора о ЕС).

Европейская комиссия

Комиссия Европейских сообществ официально переименовывается в Европейскую комиссию.

Комиссия, действующая с 2009 по 2014 гг., будет состоять из одного представителя от каждого государства-члена, в том числе и Верховного представителя по внешней политике и политике безопасности.

Но с ноября 2014 г. Комиссия будет состоять из числа представителей, соответствующего 2/3 количества стран-членов ЕС, «в случае, если Евросовет единогласно не примет иного решения». Таким образом, в обычных условиях Комиссия будет состоять из 18 представителей от 27 стран. Члены Комиссии будут избираться на основе системы равной ротации между государствами-членами.

Председатель Комиссии избирается большинством голосов в Европарламенте по предложению от Евросовета. После этого Совет ЕС по предложению избранного председателя одобряет список стран-членов Комиссии. Непосредственно члены Еврокомиссии назначаются путём голосования по принципу квалифицированного большинства в Евросовете (Ст. 9d Договора о ЕС).

Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности

Европейский Совет по согласованию с председателем Еврокомиссии, квалифицированным большинством назначает верховного представителя Союза по внешней политике и политике безопасности (ст. 9е Договора о ЕС).

Верховный представитель будет осуществлять общую внешнюю политику и политику безопасности Европейского союза путём внесения предложений и реализации уже достигнутых договоренностей. Главное нововведение Договора о реформе заключается в том, что он будет возглавлять Совет по международным отношениям. Верховный представитель одновременно также является одним из вице-председателей Комиссии, в сферу компетенции которого входят внешние связи ЕС с миром.

Суд Европейского союза

В соответствии с Лиссабонским договором, Суд ЕС состоит из Европейского суда (высшая инстанция), Суда общей юрисдикции (первая инстанция) и Трибунала гражданской службы. От каждого государства в нём будет представлен один судья; в нём также будут представлены 11 генеральных адвокатов (на данный момент — восемь). Судьи и адвокаты выбираются из числа выдающихся личностей и назначаются с общего согласия правительств стран-членов на шесть лет после консультаций со специальным комитетом (Ст. 9f Договора о ЕС).

Ознакомьтесь так же:  Выписали штраф за грязные номера

Вопросы, голосование по которым производится по принципу квалифицированного большинства

Новый договор расширяет список вопросов, голосование по которым проводится по принципу квалифицированного большинства:

  • Порядок председательства в Совете (Ст. 201b Римского договора),
  • Свободное передвижение рабочей силы, социальные гарантии (Ст. 42 Римского договора),
  • Общая транспортная политика (Параграф 3 ст. 107 Римского договора),
  • Административное сотрудничество в области свободы, безопасности и порядка (Ст. 66 Римского договора),
  • Пограничный контроль (Ст. 69 Римского договора),
  • Политическое убежище и защита беженцев и перемещенных лиц (Ст. 69А Римского договора),
  • Миграция (Ст. 69В Римского договора),
  • Судебное сотрудничество по вопросам преступлений (Ст. 69Е Римского договора),
  • Евроюст (Ст. 69Н Римского договора),
  • Европол (Ст. 69J Римского договора),
  • Культура (Ст. 151, параграф 5 Римского договора),
  • Инициатива граждан в отношении законодательства ЕС (Ст. 8В Договора о ЕС и 21 Римского договора),
  • Решение о выходе государства-члена из состава ЕС (Ст. 35 Договора о ЕС),
  • Интеллектуальная собственность (Ст. 97b Римского договора),
  • Общая позиция по международным вопросам в рамках еврозоны (Ст. 115а Римского договора),
  • Космическая политика (Ст. 172а Римского договора),
  • Энергетика (Ст. 176а Римского договора),
  • Меры по предотвращению преступности (Ст. 69С Римского договора),
  • Туризм (Ст. 176В Римского договора),
  • Спорт (Ст. 149 Римского договора),
  • Защита населения (Ст. 176С Римского договора),
  • Административное сотрудничество (Ст. 176D Римского договора),
  • И др. вопросы.

При этом решения по проблемным вопросам (налоги, социальная безопасность, внешняя политика, политика безопасности, оперативное сотрудничество полиции, места в институтах) продолжают приниматься единогласно.

Компетенции Союза и национальных правительств

Договор о реформе ЕС четко разделяет компетенции, относящиеся к ведению Союза и национальных правительств. Сообщество действует в рамках компетенции, предусмотренной договором и целями, которое оно ставит для него. В вопросах, которые не относятся к «исключительной компетенции» ЕС, «Союз будет принимать участие только тогда и в той мере, если цели не могут быть должным образом достигнуты каждым государством самостоятельно на федеральном или местном уровне, но могут быть достигнуты в рамках всего Союза, принимая во внимание масштабы и последствия предполагаемых действий». ЕС обладает исключительной компетенцией в вопросах «определения и проведения общей внешней политики и политики безопасности», определения действий для «поддержки, координации или дополнения действий, предпринимаемых государствами-членами, но без ущемления их компетенций в этих областях» (Ст. 2 Римского договора). Вопросы функционирования таможенного союза, внутреннего рынка; монетарной политики государств-членов, официальной валютой которых является евро; общей коммерческой политики и заключения международных договоров в ряде случаев также относятся к ведению Союза. К сферам совместной компетенции Договор относит функционирование внутреннего рынка, социальную политику, экономическую, социальную и территориальную политику сплочения, сельское хозяйство и рыболовство, проблемы окружающей среды, защиту потребителей, транспорт, энергетику, пространство свободы, безопасности и правопорядка, общие проблемы здоровья населения, исследования, технологическое развитие, космическое пространство, развитие сотрудничества и гуманитарной помощи, координацию вопросов занятости и социальной политики в странах-членах. В следующих областях Союз будет оказывать поддержку государствам-членам: защита здоровья населения, промышленность, культура, туризм, образование, проблемы молодёжи и спорт.

Европейское право. До и после Лиссабонского договора

Лиссабонский договор внес значительные нововведения в правоотношения стран-участниц Европейского союза. Однако эта книга не ограничается изучением его новелл, рассматривая эволюцию европейского права, проблемы взаимодействия между членами ЕС. Проанализированы правовая природа Европейского Союза, цели его создания, а также соотношение законодательства ЕС и международных актов.

  • Бирюков Михаил Михайлович
  • Издательство: Статут, 2013 г.
  • Мягкая обложка, 240 стр.
  • ISBN 978-5-8354-0887-0
  • Тираж: 1000 экз.
  • Формат: 60×90/16

На кого рассчитана

  • Юристы
  • Правоведы
  • Студенты, аспиранты и преподаватели юридических ВУЗов
  • Широкий круг читателей, интересующихся международным правом

Данное издание представляет собой актуализированную и дополненную версию учебного пособия «Европейское право до и после Лиссабонского договора», вышедшего в свет в 2009 г. Содержит анализ нововведений, которые были предусмотрены Лиссабонским договором о реформах Европейского союза, положения дел с их реализацией на практике. Рассматривается юридическая природа «нового» Европейского союза, особенности и перспективы европейского права (права ЕС) на ближайшие годы. Особое внимание уделяется вопросам соотношения права ЕС с международным правом, в частности проблемам ограничения суверенных полномочий государств — членов Евросоюза. Анализируется развивающееся в европейском праве понятие «пространство свободы, безопасности и правосудия», исследуется новая важная роль национальных парламентов в процессах принятия решений в ЕС. Отображаются реформы институтов и органов Евросоюза, которые были запланированы Лиссабонским договором.

Для студентов, аспирантов, преподавателей, научных сотрудников, практикующих юристов, а также для всех интересующихся вопросами европейской интеграции и международных отношений.

  • От автора
  • Сокращения, используемые в тексте
  • Глава 1. Учредительные договоры как этапы формирования европейского права
    • 1.1. Возникновение европейского права. Истоки и предпосылки
    • 1.2. Этапы развития европейского права
      • 1.2.1. Основные учредительные договоры
      • 1.2.2. Первый этап: ЕОУС
      • 1.2.3. Второй этап: ЕЭС и Евратом
      • 1.2.4. Третий этап: Единый европейский акт 1986 г.
      • 1.2.5. Четвертый этап: создание Европейского союза
      • 1.2.6. Пятый этап: Амстердамский договор 1997 г.
      • 1.2.7. Шенгенские соглашения
      • 1.2.8. Шестой этап: Ниццкий договор 2001 г.
      • 1.2.9. Седьмой этап: «Европейская конституция» 2004 г.
      • 1.2.10. Восьмой этап: Лиссабонский договор 2007 г.
  • Глава 2. Правовая природа и цели Европейского союза
    • 2.1. Европейский союз — федерация или конфедерация?
    • 2.2. Правовая природа Европейского союза по Лиссабонскому договору. Государство или международная организация?
    • 2.3. Цели Европейского союза по Лиссабонскому договору
    • 2.4. Проблема международной правосубъектности европейских сообществ и Европейского союза
  • Глава 3. О развитии понятия и особенности европейского права
    • 3.1. Определение и понятие европейского права
    • 3.2. Особенности европейского права
      • 3.2.1. Европейское право как особая правовая система. Внутреннее и внешнее европейское право
      • 3.2.2. Об обоснованности термина «европейское право»
      • 3.2.3. Вертикальная структура европейского права
      • 3.2.4. Горизонтальная структура европейского права
      • 3.2.5. Субъекты европейского права
      • 3.2.6. Европейское право и национальное право государств-членов. Принципы верховенства, прямого действия, интегрированности, юрисдикционной защиты
  • Глава 4. Право Европейского союза и международное право
    • 4.1. О соотношении права ЕС и международного права
    • 4.2. Об ограничении суверенитета государств в результате членства в Европейском союзе
      • 4.2.1. Сторонники и противники суверенитета
      • 4.2.2. О пределах ограничения суверенитета государств в ЕС
      • 4.2.3. Лиссабонский договор о разделении полномочий между Европейским союзом и государствами-членами. Совместная и исключительная компетенция
      • 4.2.4. Принципы распределения компетенции в ЕС по Лиссабонскому договору. Принцип наделения компетенцией, субсидиарность и пропорциональность
      • 4.2.5. Общая экономическая политика в ЕС. Экономический и валютный союз в контексте государственного суверенитета. Группа евро
      • 4.2.6. Особенности регулирования в ЕС общей внешней политики и политики безопасности
      • 4.2.7. Европейский союз и развитие понятия наднациональности
  • Глава 5. Пространство свободы, безопасности и правосудия в праве Европейского союза
    • 5.1. История и содержание понятия «Пространство свободы, безопасности и правосудия»
    • 5.2. «Шенгенские достижения» как часть ПСБП
      • 5.2.1. Особенности государств «с изъятиями». Государства, не входящие в ЕС, в которые можно въехать с шенгенской визой
      • 5.2.2. Прюмская конвенция — Шенген III. Кодекс о границах
      • 5.2.3. Общие условия въезда иностранцев в шенгенское пространство. Визовый кодекс ЕС
      • 5.2.4. Шенгенская информационная система (ШИС и ШИС II)
      • 5.2.5. Сотрудничество по охране внешних границ Европейского союза
    • 5.3. Пространство свободы, безопасности и правосудия в Лиссабонском договоре
      • 5.3.1. Основные изменения в сфере ПСБП, вносимые Лиссабонским договором
      • 5.3.2. О новой роли национальных парламентов в создании ПСБП
      • 5.3.3. Компетенция Суда ЕС по вопросам ПСБП
      • 5.3.4. Компетенция государств — членов ЕС по вопросам ПСБП
      • 5.3.5. Лиссабонский договор о замораживании финансовых средств частных лиц
      • 5.3.6. Режим изъятия (дерогации) в сфере ПСБП
  • Глава 6. Лиссабонский договор о включении парламентов государств-членов в процесс принятия решений Европейским союзом
    • 6.1. Разработка положений о включении национальных парламентов в процесс принятия решений в ЕС. «Механизм раннего предупреждения»
    • 6.2. Новые полномочия национальных парламентов по Лиссабонскому договору
      • 6.2.1. Национальные парламенты и контроль над соблюдением принципов субсидиарности и пропорциональности
  • Глава 7. Особенности институциональной структуры Европейского союза и ее реформа по Лиссабонскому договору
  • Глава 8. Европейский совет и Совет Европейского союза
    • 8.1. Европейский совет
      • 8.1.1. Европейский совет до Лиссабонского договора
      • 8.1.2. Изменения в статусе и составе Европейского совета по Лиссабонскому договору. Введение поста постоянного председателя Европейского совета
    • 8.2. Совет Европейского союза
      • 8.2.1. Совет до Лиссабонского договора
      • 8.2.2. Реформы Совета по Лиссабонскому договору
  • Глава 9. Европейская комиссия
    • 9.1. Статус Европейской комиссии и ее роль в институциональной структуре ЕС
    • 9.2. Порядок формирования и состав Комиссии
    • 9.3. Полномочия Европейской комиссии
      • 9.3.1. Полномочия, задачи и функции ЕК
      • 9.3.2. Полномочия Комиссии в сфере внешних связей. Комиссия и осуществление ОВПБ. Высокий представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности
  • Глава 10. Европейский парламент
    • 10.1. Место и роль Европейского парламента в ЕС
    • 10.2. Функции и полномочия Европейского парламента
    • 10.3. Порядок формирования и состав Европейского парламента
    • 10.4. Организация работы, сессии и пленарные заседания Европарламента
  • Глава 11. Суд европейских сообществ/Суд Европейского союза
    • 11.1. Судебная система ЕС до Лиссабонского договора
      • 11.1.1. Особенности судебной системы ЕС. Суд ЕС, СПИ, СДГС
      • 11.1.2. Порядок формирования, состав, юрисдикция Суда ЕС, СПИ, СДГС. Виды исков. Преюдициальная процедура. Генеральные адвокаты
    • 11.2. Реформирование судебной системы ЕС по Лиссабонскому договору
  • Глава 12. Реформы других институтов и органов Европейского союза по Лиссабонскому договору
    • 12.1. Европейский центральный банк
    • 12.2. Счетная палата
    • 12.3. Экономический и социальный комитет и Комитет регионов
  • Глава 13. Изменения, вносимые Лиссабонским договором в европейскую систему защиты прав человека
    • 13.1. Международная защита и обеспечение прав человека по праву Европейского союза
    • 13.2. Хартия Европейского союза об основных правах и Лиссабонский договор
    • 13.3. Роль Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в праве Европейского союза. Вопрос о присоединении Союза к ЕКПЧ
    • 13.4. Европейский суд по правам человека
  • Заключение
  • Использованная иностранная литература (монографии)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *