Артоболевская первая встреча с музыкой учебное пособие

Ноты, Аккорды — Первая встреча с музыкой — А. Артоболевская

Нотный материал настоящего пособия ориентирован на первый год занятий. Он адресован непосредственно детям, красочно иллюстрирован. Пояснительный раздел, являющийся неотъемлемой частью работы, адресован педагогам (или родителям).

Главное отличие этого пособия заключается в том, что оно возникло на сугубо практической почве и является плодом многолетней работы с детьми. Артоболевская Анна Даниловна (1905 — 1988) — пианистка и музыкальный педагог; в 1943-1953 гг. преподавала в Московской консерватории и Музыкальной школе им. Гнесиных.


Первая встреча с музыкой
А. Артоболевская
учебное пособие, издание шестое
«Советский композитор», 1992г.
из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного
и младшего школьного возраста
(djvu, 5 Мб)

  • Е. Гульянц. Анна Даниловна Артоболевская
  • От автора
  • Введение
  • Определение способностей
  • Первые встречи. Начало занятий
  • Знакомство с клавиатурой
  • Гимнастика и постановка рук
  • Донотный период
  • О нотной грамоте
  • Несколько слов о ритме
  • Краткие пояснения к пьесам и упражнениям

ПЬЕСЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ВАЛЬС СОБАЧЕК
ЖИВЕМ МЫ НА ГОРАХ. Мелодия из музыкальной шкатулки
ПРЫГ-СКОК. Мотив из Второй венгерской рапсодии Ф. Листа
КАЗАЧОК. Украинский народный танец
ГДЕ ТЫ, ЛЕКА? С. Ляховицкая. Упражнение
ДРАЗНИЛКА. С. Ляховицкая. Упражнение
ВОРОБЕЙ. А. Руббах
КОЛЫБЕЛЬНАЯ. И. Филипп
НОЧЬ. Армянская народная песня
КУРОЧКА. Н. Любарский
ОЙ ТИ, ДВЧИНО. Украинская народная песня. Обработка И. Берковича
ДОЖДИК. С. Майкапар. Детская пьеса
ПОЛЮШКО-ПОЛЕ. Л. Книппер
БОЛТУНЬЯ. С. Прокофьев. Переложение Э. Денисова
ЛАТЫШСКАЯ ПОЛЬКА. Т. Назарова-Метнер
НОВОГОДНЯЯ ПОЛЬКА. Ан. Александров
ТАНЕЦ С ПЕСНЕЙ. А. Парусинов
ЗИМА. М. Крутицкий
ВАЛЬС ПЕТУШКОВ. И. Стрибогг. Вальс
МЕДВЕДЬ. Г. Галынин
ЛИТОВСКИЙ НАИГРЫШ. Ю. Челкаускас
ЗМЕЙКА. Упражнение из Школы Т. Лешетицкого
РЫБАК. Упражнение по Ш. Ганону .
ТАНКИСТ. Упражнение по Ш. Ганону
МЕНУЭТ. Л. Моцарт
ВАЛЬС. В.-А. Моцарт .
НЕМЕЦКИЙ ТАНЕЦ. Л. Бетховен
АДАЖИО. Д. Штейбельт
МАЗУРКА. А. Гречанинов
ТАНЕЦ. А. Эшпай
ЭТЮД НА ЧЕРНЫХ КЛАВИШАХ. Н. Гольденберг
ХОР «СЛАВЬСЯ!» из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка
ЖАВОРОНОК. М. Глинка
КИСКА. В. Калинников
ДЕТСКАЯ ПЬЕСА. Б. Барток
СКАКАЛКА. А. Хачатурян
СОНАТИНА. А. Гедике
БОЛЕЗНЬ КУКЛЫ. П. Чайковский
МАРШ. Д. Шостакович
ТОККАТИНА. Т. Хренников. Обработка А. Самонова
КЛОУНЫ. Д. Кабалевский
ЛАСКОВАЯ ПРОСЬБА. Г. Свиридов
МЕНУЭТ. И.-С. Бах
ПЕРВАЯ УТРАТА. Р. Шуман
СЧИТАЛКА. С. Слонимский
ЗОЛОТЫЕ РЫБКИ. Фрагмент из балета «Конёк-Горбунок». Р. Щедрин

Скачать ноты


Хрестоматия маленького пианиста
А. Артоболевская
«Советский композитор», 1991г.
(pdf, 19 Мб)

Джемма Фирсова. ВЕЛИКИЙ ТРУД — ДОБРОТА

Этот сборник Анна Даниловна Артоболевская готовила уже лежа в постели, тяжело больная. Мы, ее помощники, помногу раз перебирали ноты, перекладывали их, дополняя, уточняя, компануя. Анна Даниловна исписывала десятки тетрадок своим, уже деформировавщимся почерком, записывая рекомендации для вводной части. Последние дни, боясь, что она не успеет закончить, я писала ее на диктофон. Она торопилась. Она не могла уйти, не завершив сборник. Слишком много просьб шло к ней — помочь, подсказать, направить. Слишком много писем пришло в ответ на ее предыдущую книжку -„Первая встреча с музыкой», вышедшую в 1985 году.
„Педагогика — это гипертрофированное материнство», — сказала Вера Горностаева на юбилее А. Д. Артоболевской 29 декабря 1985 года. „Материнство» Анны Даниловны было безгранично и бездонно. Поразительно ее отношение к ученикам (а среди них — двадцать три лауреата всесоюзных и международных конкурсов -А. Любимов, А. Наседкин, Л. Тимофеева, С. Слонимский, Т. Федькина, В. Овчинников, Е. Королев, А. Головин, огромное количество профессиональных музыкантов). Анна Даниловна вела дневники, записи, собирала индивидуальные „досье» на каждого из учеников — характер, склонности, этапы развития, трудности и достижения. В ее архиве — целые картонные коробки этих дневников. Она мечтала написать о том, как развивался каждый из ее учеников — какой бы это был учебник истинной педагогики! Не успела. «Моя старость — это хроническое „некогда»», — записала она в своем дневнике еще в апреле 1965 года — когда до старости было очень далеко. Ей всегда было некогда. Ей всегда не хватало времени. Но хватало сердца — на всех, на каждого.

Ее трепетная любовь к ученикам, уважение к их дарованию передавались и коллегам: „Дорогая Анна Даниловна! Ваша Танечка пречудесная! — писал Генрих Нейгауз Артоболевской в 1963 году, — Вы нисколько не преувеличили. Жду Вас вместе с нею на днях. Хочу знать ее быт и т. д. Так все ясно. Девочка — чудо, но чудо самое естественное. Ох, если бы все девочки были такими! Целую Ваши руки. Ваш Г. Нейгауз». К этому письму прилагалось еще маленькое дополнение: „Характеристика. Шестилетняя Таня Федькина поразила меня, обворожила, умилила, обрадовала до крайности! Это — чудесное, редкостное дарование! Пусть Министерство культуры обратит на нее должное внимание, особенно на ее здоровье. Я в восторге. Нар. арт. РСФСР, д-р искусств, персональный пенсионер (кажется все написал)».
„Мы вскоре будем радоваться успехам Алеши. Мне передалось Ваше отношение к нему как к смыслу жизни», — писал Анне Даниловне Натан Рахлин (в семь лет Алеша Наседкин исполнил концерт Гайдна с оркестром под управлением Рахлина, а в восемь лет — концерт Бетховена. Все лучшие ученики Анны Даниловны прошли „школу» Рахлина).
„Мое счастье иметь дело с одаренными учениками сопровождает меня на протяжении всех лет моей педагогической жизни — от самых первых шагов до последних», — писала она в дневнике. Известно, какой огромный отсев в музыкальных школах. У Анны Даниловны отсева практически не было. Не было для нее и таких, кого не стоило учить музыке. Для нее не существовало детей неталантливых: „Слух поддается почти неограниченному развитию», — говорила она, и я была свидетелем того, как она „подбирала» отбракованных в ДМШ детей и через год они легко и „без подсказки» поступали в ЦМШ. „Мое счастье иметь дело с одаренными детьми.»

Ее „материнство» распространялось на каждого малыша, которого ей приводили. Оно распространялось и на тех, кого она не знала, но кто был лишен прекрасного мира музыки. Она мечтала, чтобы педагог вел группу в яслях, детском саду или в кружках. „Как воспитывала ребенка русская традиция хорового пения — в семье, в артели, в храме, в миру, — говорила она. — А сегодня все пущено на самотек. Что же из них вырастет, из наших малышей, без музыки? Без Моцарта, Бетховена, Чайковского? Все пущено на самотек.» И как же она была права! Наша сегодняшняя бездуховность — не результат ли такого „самотека» в главном, что творит личность, -в жизни души?
Человечество сегодня делится на две неравные половины — большая не знает, как „убить время», меньшей его катастрофически не хватает. Большей постоянно „скучно» и некуда себя деть, меньшей — невероятно интересно и нет времени все успеть, все охватить, все исполнить. Большая обуреваема инстинктами и ненасытными потребностями плоти, меньшая — живет творчеством (в чем бы оно ни выражалось), удовлетворяя тем потребности духа. И неважно — как называется человек, какова его профессия, ибо это — образ жизни: первые — потребители, вторые — созидатели. И от соотношения этих двух категорий в обществе — уровень и самого общества. Чем меньше в нем уровень творческого потенциала — тем беднее общество, тем оно голоднее, тем оно злее.
Истоки всего — в детстве.
Где, когда, на каком повороте „ломается» прирожденная, природой в ребенке заложенная программа жажды познания и творчества? Не тогда ли, когда мы прагматически ориентируем наши школьные программы на „точные» полузнания, якобы более всего потребные нашему веку, лишая ребенка истории, философии, этики, литературы, поэзии, музыки? Анна Даниловна любила повторять слова Шумана: законы нравственности и законы искусства тождественны.

В той юбилейной речи Вера Горностаева назвала метод Артоболевской „педагогикой дальних результатов» — имея в виду, что эта педагогика формирует не только музыканта, не только личность, но и само общество.
К Анне Даниловне приводили совсем крошек — 3-4 лет. Она безошибочно определяла, чем одарила ребенка природа, а что необходимо извлечь из тайников детского сознания и подсознания, как разбудить спящие возможности и ни в чем не проявившиеся таланты (и чем раньше — тем лучше). Для этого надо было прежде всего заразить ребенка своей страстью: „Страсть вмещает в себя и цель, к которой человек стремится, и энергию ее воплощения, — говорила сна. — И тогда „зазвучат» для ребенка тысячи вещей, казавшихся ему еще вчера неинтересными. Мир откроется по-новому. И проснется самая сильная, самая благородная в мире жажда -жажда творчества.»
Учить музыке надо всех, — считала Артоболевская, потому что нет или почти нет абсолютно неодаренных детей. Каждого ребенка природа чем-то одарила. Учить надо всех и потому, что в развитии и становлении ребенка очень часто случается неожиданное, и трудно предсказать, как разовьются в человеке его способности. А то, что они есть в каждом, — несомненно. „В итоге моих наблюдений — за всю Мою жизнь, — писала Анна Даниловна, — я убедилась, что у нас в стране неизмеримо больше талантов, чем мы знаем, чем всплывает на поверхность. Чаще они гаснут в неизвестности, так как некому поднять и вырастить первые драгоценные семена. А сколько, я уверена, гибнет нераскрытых, неразгаданных талантов.» То, о чем писала Артоболевская — и есть тот „непроявленный», погибший творческий потенциал общества — так необходимый нам сегодня. Всюду и во всем.

Как же выявить этот нераскрытый потенциал? Как разбудить ребенка к творчеству? Как заразить его своей страстью? „Гореть и метаться должен человек, пока найдет себя и сумеет передать свое звучание другим». И еще один рецепт был у Артоболевской: чувствовать ребенка равным себе, а иногда — что греха таить? — и выше себя — талантливее, по-детски мудрее, крупнее. „Неизвестно, кто больше должен на этом пути считать себя учеником, а кто учителем, — записала она в дневнике. -Нет ничего ужаснее самовлюбленного педагога. Ни один педагог не смеет считать, что он нашел свой метод, который должен по его убеждению воспринять как определенную истину каждый его ученик. В педагогике нет ничего статичного, ни одна педагогическая находка не может стать аксиомой, пригодной для каждого ученика».
Анна Даниловна мечтала о „краткосрочных курсах для родителей», и воспитывала „своих» родителей, прививала им культуру общения, умение помочь ребенку, быть в сотворчестве с ним: „Я говорю, что учу их обоих, и мама — такая же ученица. Ребенку это интересно и доставляет удовольствие следить за успехами мамы». И в этом — еще один элемент „педагогики дальнодействия»: ребенок привыкает к мысли, что учиться нужно всю жизнь, что учиться никогда не поздно и всегда интересно. Таким образом он „программируется» к постоянному саморазвитию — всегда, всю жизнь.
Сколько сил и энергии отдавала она „воспитанию воспитателя». Она старалась воспитать Учителя творчества, ваятеля-творца.
„Будьте терпеливы, бойтесь отпугнуть ребенка, — писала она. — Не секрет, что для многих, слишком многих людей музыка остается за глухой стеной полнейшего к ней равнодушия.» Только ли музыка? Сколько же бед от нашего „нетерпения», от нашего неумения увлечь, но умения — оттолкнуть ребенка, неумения пробудить его, но умения — погасить, закрыть раз и навсегда.
Когда может произойти это „закрытие» вместо ожидаемого расцвета талантов? Артоболевская больше всего боялась не „перегрузки», а топтания на месте -недогрузки, в результате которой ребенок начинает уставать, отключается, теряет интерес и ритм занятий. Дети, способные, как известно, к сосредоточению внимания не более чем на 40-45 минут, сидели на ее уроках по нескольку часов — и не уставали, и не хотели уходить. Как ей это удавалось? «Меняйте элементы занятий, элементы преподносимых знаний, чтобы получалась „цепь» — как будто даже не связанных между собой (в представлении ребенка) элементов. Все эти элементы давайте ребенку параллельно, возвращаясь к ним в процессе занятий понемногу, пока не окажется, что они твердо усвоены. Потом обязательно наступит момент, когда отдельные элементы сольются в единое целое. Таковы, на мой взгляд, основные принципы „опережающей педагогики»».
„Человек может больше, чем он может, — сказала она мне как-то, когда я хотела бросить музыку. — Только надо всегда бежать впереди себя самого.

Ознакомьтесь так же:  892 приказ мвд

Компануя этот сборник, я спрашивала Анну Даниловну, как же все это Можно переиграть за один год? „И не только это. Еще и то, что сам ребенок захочет. Если у него нет своих желаний — дело плохо. А если есть -пусть играет, пусть пробует. Твердо считаю: самое большое достоинство педагога — не давить на личность ученика, не диктовать свою волю, не навязывать свою индивидуальность, не делать ее и именно ее образцом для подражания ученика. И играть больше, как можно больше».
И тем не менее этот второй сборник — тщательно, почти за сорок лет отработанная метода, оптимально подобранные разделы и их элементы, проверенные на всех учениках, игранные всеми „звездами» школы Артоболевской на втором году обучения.
„Все мои силы ушли в педагогику, — писала она в дневнике. — Я уже давно играю руками учеников.» Одаренная природой несказанно — блистательная пианистка, поэтесса, художница, — все грани своей яркой натуры собрала воедино, сосредоточила на главном — на педагогике.
„Как дальше будем учить ребенка? Будем ли мы его только обучать, как это делается в большинстве случаев в настоящее время? Или через обучение, а главное -через развитие его способностей, через образное мышление мы будем его воспитывать и формировать? По-моему, главное — второе. Воспитав, мы его непременно обучим, И обучим на самом высоком уровне. Главное — не отбить у него охоту к учению, не погасить стремления к познанию нового». Эти строки записаны в одной из последних тетрадок. И совершенно иначе вдруг зазвучали в памяти ее слова: „Самый великий труд — доброта, самый тяжкий, который нам только ниспослан. Быть всегда добрым -труд гигантский, самый большой из известного человечеству». „Трудно — не вмещаю», — как-то записала она в своем дневнике. Трудно и светло.
Я верю, что горячее дыхание личности Учителя согреет малышей, которые раскроют этот сборник, чтобы войти в мир Анны Даниловны Артоболевской, в мир музыки, ее музыки.
Джемма Фирсова

Анна Артоболевская. ЛИЧНОСТЬ УЧЕНИКА И ОБУЧЕНИЕ. Литературная обработка Е.Гульянц.

I. Упражнения
Ш. Ганон. СЕМЬ УПРАЖНЕНИЙ из сборника „Пианист-виртуоз»
А. Диабелли. СЕМЬ МЕЛОДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ. Соч. 149

II. Этюды
Л. Шитте. ПЯТЬ ЭТЮДОВ (Соч. 108 М°№ 14,17, 4, б, 16)
А.Лемуан. ВОСЕМЬ ЭТЮДОВ (Соч. 37 №№ 4, 5, 6,10,11, 27, 34, 35)
Г.Беренс. ЧЕТЫРЕ ЭТЮДА (Соч. 70 №№ 41,43, 47, 48)
Ж. Дювернуа. ЭТЮД. Соч. 176 №24,
ТС. Черни. ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ЭТЮДОВ (в обработке Г, Гермера)
ЭТЮД, Соч,139№24
А. Гедике. ТРИ ЭТЮДА (Соч. 6 №№6,5,2)
И. Беркович, ЭТЮД (тема Паганини)
A. Андреева. ПТИЧКИ-СИНИЧКИ

III. Полифонические пьесы
И.-С. Бах. ЧЕТЫРЕ ДВУХГОЛОСНЫЕ ИНВЕНЦИИ
1 (до мажор)
2 (ля минор)
3 (фа мажор).
4 (си минор)
ШЕСТЬ ПЬЕС из „Нотной тетради Анны Магдалины Бах»
1. Волынка
2. Полонез
3. Менуэт (ля минор)
4. Марш (ре мажор)
5. Менуэт (соль мажор)
6. Менуэт (соль минор)
СЕМЬ МАЛЕНЬКИХ ПРЕЛЮДИЙ
1 (до мажор)
2 (соль минор)
3 (ля минор)
4 (фа мажор)
5 (до минор)
6 (ре минор)
7 (ми минор)

IV. Сонатины
Л. Бетховен. СОНАТИНА (соль мажор)
Э.Ыелартиш СОНАТИНА (соль минор)
А. Диабелли, СОНАТИНА. Соч. 168 № 1
М. Клементи. СОНАТИНА. Соч. 36 №1
Г. Грациоли. СОНАТА соль мажор (1ч.)
Д. Чимароза. СОНАТА (соль минор)
Т. Хаслингер. СОНАТИНА (до мажор)

V. Пьесы
Р.Шуман. ПЯТЬ ПЬЕС из „Альбома для юношества»
1. Марш. Соч. 68 №2
2. Смелый наездник. Соч. 68 № 8
3. Весёлый крестьянин. Соч. 68 № 10
4. Дед-мороз. Соч. 68 № 12
5. Сицилийская песенка. Соч. 68 № 11. ВАЛЬС (1835). Соч. 124 №4
Я Чайковский. ШЕСТЬ ПЬЕС из „Детского альбома»
1. Полька. Соч. 39 № 14
2. Старинная французская песенка. Соч. 39 № 16
3. Вальс. Соч. 39 № 8.
4. Неаполитанская песенка. Соч. 39 № 18,.
5. Баба-яга. Соч. 39 №20
6. В церкви. Соч. 39 № 24
Э. Григ. ПЯТЬ ПЬЕС
1. Вальс. Соч. 12 №2
2. Листок из альбома. Соч. 12 № 7
3. Народная мелодия. Соч. 12 № 5
4. Песня сторожа. Соч. 12 № 3
5. Танец эльфов. Соч. 12 № 4
С. Маикапар. ТРИ ПЬЕСЫ
1. Сказочка. Соч. 28 №10
2. Росинки. Соч. 33 № 12
3. Мотылек. Соч. 28 № 12
Д. Кабалевский. ШЕСТЬ ПЬЕС
1. Токкатина. Соч. 27 № 12
2. Новелла. Соч. 27 № 25
3. Сонатина. Соч. 27 №18
4. Шуточка. Соч. 27 №13
5. Сказка. Соч. 27 № 20
6. Кавалерийская. Соч. 27 № 29
Д. Шостакович. ТРИ ПЬЕСЫ из цикла „Танцы кукол»
1. Лирический вальс
2. Гавот
3. Романс
А. Хачатурян. ДВЕ ПЬЕСЫ из „Детского альбома»
1. Андантино
2. Конница
А. Эшпай. ТРИ ПЬЕСЫ на народные темы
1. Русская хороводная
2. Марийская шуточная песня
3. Татарская танцевальная песня
М. Мильман. В ШКОЛЕ НА ПЕРЕМЕНЕ
М. Андреева. ПАСТОРАЛЬ
Г. Назарова-Метнер. СТРУЙКИ

VI. Для домашнего музицирования
Л. Бетховен. СУРОК (песня бродячего музыканта)
ОТРЫВОК ИЗ СИМФОНИИ №7 (11ч.)
В.-А. Моцарт. ОТРЫВОК ИЗ СИМФОНИИ №40 (1ч.)
АРИЯ ФИГАРО из оперы „Свадьба Фигаро»
Й. Гайдн. ОТРЫВОК ИЗ СИМФОНИИ До мажор.
П . Чайковский. ФРАГМЕНТ ВСТУПЛЕНИЯ к опере „Евгений Онегин»
ТАНЕЦ МАЛЕНЬКИХ ЛЕБЕДЕЙ из балета „Лебединое озеро»

Скачать ноты

Первая встреча с музыкой

Из опыта работы педагога-пианиста
с детьми дошкольного
и младшего школьного возраста

Е. Гульянц. Анна Даниловна Артоболевская 3
От автора 5
Введение 6
Определение способностей 8
Первые встречи. Начало занятий 9
Знакомство с клавиатурой 10
Гимнастика и постановка рук 11
Донотный период 17
О ноткой грамоте 18
Несколько слов о рнтме 21
Краткие пояснения к пьесам и упражнениям 25

ПЬЕСЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ВАЛЬС СОБАЧЕК 40
ЖИВЕМ МЫ НА ГОРАХ. Мелодия из музыкальной шкатулки 41
ПРЫГ-СКОК. Мотив из Второй всигсрской рапсодии Ф Листа 42
КАЗАЧОК. Украинский народный танец 43
ГДЕ ТЫ, ЛЕКА? С. Ляховнцкая. Упражнение 44
ДРАЗНИЛКА. С. Ляховнцкая. Упражнение 45
ВОРОБЕИ. А. Руббах 46
КОЛЫБЕЛЬНАЯ и. Филипп 48
НОЧЬ. Армянская народнач песня 49
КУРОЧКА. Н. Любарский 50
ОИ ТИ Д1ВЧИНС. Украинская народная песня. Обработка И. Берковича 51
ДОЖДИК. С. Майкагар. Детская пьеса 53
ПОЛЮШКО-ПОЛЕ. Л. Кииппср 55
БОЛТУНЬЯ. С. Прокофьев. Переложение Я Денисова 57
ЛАТЫШСКАЯ ПОЛЬКА. Т. Наззрова-Метнср 58
НОВОГОДНЯЯ ПОЛЬКА. Ан Александров 59
ТАНЕЦ С ПЕСНЕЙ. А. Пзрусниов 60
ЗИМА. М. Крутицкий 61
ВАЛЬС ПЕТУШКОВ. И. Стрнбогт. Вальс 62
МЕДВЕДЬ. Г. Галыннн 65
ЛИТОВСКИЙ НАИГРЫШ Ю. Челкаускас 66
ЗМЕЙКА. Упражнение из Школы Т. Лешетицкого 67
РЫБАК. Упражнение по Ганону
ТАНКИСТ. Упражнение по Ш. Ганону 69
МЕНУЭТ. Л. Моцарт 70
ВАЛЬС. В.-А. Моцарт 72
НЕМЕЦКИЙ ТАНЕЦ. Л. Бетховен 73
АДАЖИО. Д. Штсйбельт 75
МАЗУРКА. А. Гречанинов 76
ТАНШ. Л. Эшпай 77
ЭТЮД ИА ЧЕРНЫХ КЛАВИШАХ. Н. Гольленберг 79
ХОР «СЛАВЬСЯ!» из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка 81
ЖАВОРОНОК М. Глинка 82
КИСКА. В. Калинников 85
ДЕТСКАЯ ПЬЕСА. Б. Барток 86
СКАКАЛКА. А. Хачатурнн 87
СОНАТИНА. А. Гсдикс 88
БОЛЕЗНЬ КУКЛЫ. П. Чайковский 89
МАРШ. Д. Шостакович 91
ТОККАТИНА Т. Хренников. Обработка А. Саминова 93
КЛОУНЫ. Я Кабалевский 95
ЛАСКОВАЯ ПРОСЬБА Г. Свиридов 9?
МЕНУЭТ Н.-С. Бах 98
ПЕРВАЯ УТРАТА. Р. Шуман 99
СЧИТАЛКА. С. Слонимский 100
ЗОЛОТЫЕ РЫБКИ. Фрагмент из балета «Конек-Горбунок!.
Р. Щедрин 101

Редакция выражает слою благодарность музыковедам Евгении Гульянц, Василию Павлову и педагогу Ларисе Пятаковой за помощь работе над рукописью.

Талантливая пианистки. замечательным музы» кант Анна Даниловна Артоболевская свою жнзнь посвятила педагогике. «Мне еще не было шестнадцати лет. — вспоминает она. — когда я начала преподавать». Имя ее известно не только у нас в стране, где из самых отдаленных мест везут н ведут к ней родители своих ребятишек. Анна Даниловна говорит: «Мечтой моей жизни является проникновение музыки в самые глухие места».) А. Д Артоболевскую знают, высоко чтут ее удивительный педагогический дар н за рубежом. О ней говорят с почтением и любовью, с признательностью и уважением, с удивлением м преклоисннсм. Поражает всех то. как быстро н легко начинают играть у исс малыши, причем не только специально отобранные таланты, но н обычные нашн дети. На сс уроках кажется, что она «колдует», завораживает словом, мягкостью, движением: ничего особенного она не сказала, не сделала, а дети уже увлечены музыкой, дети играют. Ответ на это дает сама Анна Дакнловиа: «Начиная музыкальное воспитание ребенка, мы должны помнить, что мир музыкальных звуков — это та особая стмхня. а которую погружать ребенка надо незаметно и радостно, а не вталкивать его насильно, называя это учить музыке». И далее: «Постарайтесь околдовать ребенка музыкой, как интересной сказкой, не имеющей конца».
В кнсьме к Артоболевской ее бывший ученик, а ныне известный советский компознтор Сергей Слонимский пишет: «Музыка никогда не была у Вас школьной задачей или сухой тренировкой техники. И почему-то при этом 99 процентов Ваших ребят — редкие виртуозы с блестящей техникой. А как Вы научили меня читать ноты — ей-богу. не помню. Кажется, это было раньше букв. Но это не так, а только кажется, потому что было интереснее букваря..»2. Говоря о редких виртуозах с блестящей техникой. С. Слонимский не преувеличивает. Болес двадцати учеников Анны Даниловны — лауреаты всесоюзных к международных конкурсов и среди них шестикратный лауреат Алексей Наседкин, трехкратные лауреаты Любовь Тимофеева. Алексей Любимов, двухкратные Татьяна Федъкниа.. Евгений Королев н. ка конец, получивший свою вторую н высшую награду лауреат VII Международного конкурса имени П. М. Чайковского Владимир Овчинников.
Говорят, что главный секрет успеха в одержимости н безграничной преданности тому лслу, которому человек посвящает себя. По одержимость — это спутник таланта. О таланте пианистки Артоболевской свмспмьствуют многие издающиеся мастера музыкальной культуры. Д. Д. Uio-стаковнч в своем отзыве писал: «Анна Даниловна Артоболевская мне хороню известна как отличный, высококультурный музыкант, как ярко одаренная пианистка, как замечательный вдумчивый педагог». Выдающаяся советская пианистка М. В. Юдина. ее педагог ко Ленинградской консерватории, отмечала: «Анна Даниловна Карпека-Артоболсв-ская. всегда глубоко удовлетворяла как меня, так и музыкальную общественность своим отличным пианистическим уровнем, большой широкой общей музыкальной культурой. и чрезвычайке активным и проникновенным отношением к делу».
«Талантливая пканнсткг Лина Дамнловна Артоболевская владеет всеми ресурсами пианистической техники. ». Так характеризуем сс профессор Ленинградской консерватории А В. Оссовскнй. А дирижер Патах Рахлни пишет, что «сше будучи очень молодой., она поражала своей необычайной чуткостью и безошибочным ощущением индивидуальных особенностей ученика. Как педагог — это несомненный и крупный талант».
Блистательно начав артистический путь. Артоболевская с увлечением отдается исполнительству. Почти двадцать лет выступает она с сольными концертами. а тлкже в концертах своего мужа, мастера художественного слова, чтеца-декламатора. В. Артоболевского н лишь после его гибели в 1943 году оставляет исполнительскую деятельность и полностью переключается на педагогику. Свой талант исполнительский, артистический, свои музыкальные нознання она отдает детям. С присущей ей увлеченностью Артоболевская ищет н находит свой путь в этом трудном деде. Слово — одне нз главнейших ее оружий. Она поняла его силу, когда впервые услышала Г. Артоболевского. Какими бы огромными знаниями, опытом не обладал педагог, как великолепно не владел бы инструментом, ио если ом не владеет словом, интонацией не способен фантазировать, чувствовать тех. к кому обращается. — плоды его труда будут минимальны.
В А. Сухомлннский говорит: «Слове учителя — ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу».
Л. Д. Артоболевская
искусно владеет словом, артистично ведет урок, умеет увлечь и малыша и взрослого, н это ее умение, пожалуй, одни из самых главных факторов се успеха. Словом она заражает. музыкой разжигает одержимость в своих учениках. И именно любовь к музыке н одержимость сю становятся главными помощниками в ее работе с детьми.
«Я шла от музыки к технике, а не наоборот, и это определяет весь мой нуть и сейчас». — говорит Артоболевская. Вот почему сс ученики могут сказать, как сказм это С. Слонимский; «Музыка никогда не была у Вас школьной задачей нлн сухой тренировкой» к. так же как и он. воскликнуть: «А как Вы научили меня читать ноты — ей-бюгу, не помню». Свою увлеченность музыкой, страсть и одержимость она умеет передать своим детям, н именно это отличает ее детей, настоящих музыкантов. даже если им только пять лет!
С учениками своего класса она частый гость на конференциях н концертах во многих городах Советского Союза. Как-то Артоболевская приехала в Кривой Рог со своими учениками, чтобы поделиться опытом с педагогами. И всех поразнлн «не только яркие дарования детей н большое мастерство педагога. Удивительнее всего была какая-то неуемная жадность к музыке. Анна Даниловна перевернула все наши прежние представления о музыкальном воспитании детей». — говорил впоследствии директор Криворожской музыкальной школы Н. Ромасеико.
«Воспитание малышей начинается с воспитания и самовоспитания взрослых». Так считает А. Д. Артоболевская, и именно поэтому этот свой труд она адресует не только детям, но и взрослым, тем. кто найдет в себе силы, терпение к желание помочь детям развить свои способности.
Уже с первых шагов А. Д. Артоболевская, не ломая сложившихся, проверенных жизнью традиций. вводит в педагогику свое, новаторское, которое основано на постулате, хорошо выраженном Б. Асафьевым: ««Музыка — искусство, то есть некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают».
«Создаваемое человеком» — эти слова Б. В. Асафьева имеют непосредственное отношение к искусству А. Д. Артоболевской. Свои уроки она строит, создаст каждый раз по-новому, сообразуясь с характером. способностями, знаниями ученика. И никогда ее урокн не бывают теоретически засушенными, скучными. Это — всякий раз увлекательная игра. Именно поэтому, предлагая вниманию педагогов сборник А. Д. Артоболевской, мы должны оговориться: этот труд ни в коей мере не смог вместить в себя все разнообразие творческого метода Артоболевской: это лишь канва, по которой талантливый педагог сумеет вышить свои узоры.
Болыиую роль Артоболевская отводит н творчеству детей. Приступая к изучению новой пьесы. Анна Даниловна стремится разбудить ее образное восприятие у ученика. Для этого она предлагает детям рисовать то, что навевает образ пьесы, нлн сочинять стихи-подтскстовки к музыке пьесы. В пособии даны некоторые из подтекстовок, сочиненных детьми, а также стншки» написанные взрослыми на темы, подсказанные детьми. Педагог не должен заставлять детей заучивать их. С их помощью он может разбудить фантазию детей п может статься, что музыка подскажет ребенку совсем иные по образам н впечатлениям стихи. Главная польза от подтекстовок и рисунков в том. чтобы сочиняли н рисовали их сами дети.
Анна Даниловна часто повторяет. «Память детства — самая драгоценная память То, что узнал в детстве, остается на всю жизнь». Всеми силами Артоболевская стремится, чтоб дети поняли м запомнили: ноты несут в себе-всю тайну музыки и охотно открывают ее. когда нх изучишь!
«В детстве закладываются не только основы знаний, но и формируется музыкальное мышление н умение работать, — справедливо считает Анна Даниловна. — Только сумев достигнуть заинтересованности на первых встречах с музыкой, можно постепенно вводить ребенка в более узкий круг профессиональных навыков».
Этот груд А. Д. Артоболевской получил высокую оценку доктора искусствоведения Я. И. Мильштейна. Его словами нэ рецензии мы и закончим это небольшое вступление:
«Рецензируемое пособие для начинающих обучаться игре на фортепиано принадлежит одному из лучших советских музыкантов-педагогов. старейшему преподавателю Центральной средней специальной музыкальной школы при Московской консерватории имени П. И. Чайковского — заслуженному учителю школы РСФСР Анне Даниловне Артоболевской. Практическую значимость пособии трудно переоценить. Вероятно, именно ему предстоит стать в будущем основным нашим руководством для работы с начинающими свой путь в музыке детьми».

Ознакомьтесь так же:  Минушкина анна адвокат

От автора
«Любите н изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище. совершеннее Вы у»идите жизнь в иных тоиах н красках. ». Помню с какой радостью восприняла я эти слова Д. Д. Шостаковича! Не раз в своей педагогической работе возвращаясь мыслью к ним, я убеждалась что только с таким отношением к искусству музыки человек может посвятить свою жизнь музыкальной педагогике. Став на этот путь, он должен стремиться почувствовать до конца необыкновенную природу музыки, познать все силы ее воздействия на человека, все ее тайны. И одновременно. находясь в непрерывном поиске, настойчиво учиться тому, как передавать эти тайны своим ученикам.
Я всегда придерживалась взгляда, что начинать заниматься с детьми, точнее говоря. — приобщать их к искусству. — следует с самого ранисго возраста. Многолетний опыт убеждает меня, что бук вально к каждому ребенку, независимо от степени его одаренности (н даже в том случае, если у него не обнаруживается вначале заметной тяги к музыке). можно найти соответствующий подход, «подобрать ключи» дли вхождения в страну музыки. Секрет того, что принято называть умением заниматься с маленькими детьми, заключается в способности педагога, нисколько не отрывая детей от естественной для их возраста «игровой» фазы, незаметно ввести в мир звуков, пробудить в них любовь к музыке.
Вместе с необходимыми для общения словами н фразами, которым ребенок обычно научается к трем-четырем годам, мы учим его любить родкой язык, чувствовать его поэзию и красоту. Столь же непреложной необходимостью надо считать ознакомление с языком музыки. Человеку должно быть доступно не только чтение литературных произведений. ко н слушание шедевров музыкального искусства. их понимание. .Музыка, быть может, как ни одно другое искусство, помогает сделать человека добрее, облагораживает его жизнь. Ее язык интернационален и не нуждается в переводе: в то же время он способен передать самые тонкие, самые глубокие чувства, которые подчас невозможно выразить словами. Ведь недаром говорят; музыка начинается там, где кончается слово.
Зажечь, «заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки — главнейшая нэ первоначальных задач педагога.
Разумеется, чтобы найти нанлучшне пути для достижения полноценных результатов, педагоги, отдающие свою жизнь н силы музыкальному обучению детей, должны обмениваться опытом, делиться своими находками. Этой цели н должно послужить настоящее издание. Ни в коей мерс не претендуя ив какие-либо открытия, я хочу лишь показать, какими конкретными путями можно прийти к осуществлению общепринятых в нашей педагогике задач.
Нотный материал настоящего пособия ориентирован на первы год занятий. Он адресован цепо-сродствсннс дстим. красочно иллюстрирован. Пояснительный раздел, являющийся неотъемлемой частью работы, адресован педагогам (или родителям). Здесь, помимо наложения некоторых общих положений, я пишу, чте хочу преподать ученику на материале каждой пьесы н как добиваюсь поставленной цели. Главное отличие этого пособия заключается в том. что оно возникло на сугубо практической почве н является плодом многолетней работы с детьми; все улачн в занятиях с детьми наполовину подсказаны их собственной фантазией н воображением.
Пьесы н упражнения, легко доступные детскому наивно-сказочному восприятию, даны в определенной последовательности — с учетом постановки рук,, приобретения начальных пианистических навыков и усвоения нотной грамоты. Тем не менее предлагаемый материал не должен восприниматься безоговорочно: педагог в каждом, конкретном случае может находить другие, более целесообразные для своего ученика пьесы, соответствующие поставленной задаче. Порядок прохождения помещенных в сборнике номеров также в значительной мере определяется ннтунцнс( педагога, его умением выбрать ту нлн иную пьесу в зависимости от возраст? и индивидуальности ребенка.
Моя основная задача — сделать интересными н .любимыми занятия музыкой. Этом) должно способствовать все. что будит воображение ребенка: музыкальный материал и рисунок, текст песенок-подтекстовок (желательно сочиненный самими детьми — самостоятельно или с помощью педагогов). рассказ, сопровождающий игру. Все это помогает конкретизировать музыкальный образ н даже находить нужные движения рук. Ог педагога ь каждый данный момеит работы требуется большое внимание, такт н понимание особенностей ученика. Сам учитель должен увлечься работо
й, чтобы «заразить» учащихся своим темпераментом и творческой заинтересованностью. Осуществление умело поставленных перед учеником задач доставит радость не только ученику, но и педагогу.
Глубоко прав Д. Б. Кабалевский, говоря что «интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь, к ней — обязательные условия для того, чтобы онь широко раскрыла к подарила детям свою красоту, для того чтобы она могла выполнять свою воспитательную н познавательную роль». Этн слова должны стать девизом каждого педагога, работающего с детьми.
А. Артоболевская

Первая встреча с музыкой

Нотный материал настоящего пособия ориентирован на первый год занятий. Он адресован непосредственно детям, красочно иллюстрирован. Пояснительный раздел, являющийся неотъемлемой частью работы, адресован педагогам (или родителям).

Главное отличие этого пособия заключается в том, что оно возникло на сугубо практической почве и является плодом многолетней работы с детьми.

Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие для пианистов

Автор полностью: Анна Даниловна Артоболевская Объём в стр.: 88 Название полностью: Первая встреча с музыкой. Учебное пособие из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Ознакомьтесь так же:  Образец заявления анкета на получение кредитного продукта

Учебное пособие из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Содержание:

Введение
Определение способностей
Первые встречи. Начало занятий
Знакомство с клавиатурой
Гимнастика и постановка рук
Донотный период
О нотной грамоте
Несколько слов о ритме
Краткие пояснения к пьесам и упражнениям

ПЬЕСЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ВАЛЬС СОБАЧЕК
ЖИВЕМ МЫ НА ГОРАХ. Мелодия из музыкальной шкатулки
ПРЫГ-СКОК. Мотив из Второй венгерской рапсодии Ф. Листа
КАЗАЧОК. Украинский народный танец
С. Ляховицкая. ГДЕ ТЫ, ЛЁКА? Упражнение
С. Ляховицкая. ДРАЗНИЛКА. Упражнение
А. Руббахb ВОРОБЕЙ
И. Филипп. КОЛЫБЕЛЬНАЯ
НОЧЬ. Армянская народная песня
Н. Любарский. КУРОЧКА
ОЙ ТИ, ДIВЧИНО. Украинская народная песня. Обработка И. Берковича
С. Майкапар. ДОЖДИК. Детская пьеса
Л. Книппер. ПОЛЮШКО-ПОЛЕ
С. Прокофьев. БОЛТУНЬЯ. Переложение Э. Денисова
Т. Назарова-Метнер. ЛАТЫШСКАЯ ПОЛЬКА
Ан. Александров НОВОГОДНЯЯ ПОЛЬКА
А. Парусинов. ТАНЕЦ С ПЕСНЕЙ
М. Крутицкий. ЗИМА
И. Стрибогг. ВАЛЬС ПЕТУШКОВ
Г. Галынин. МЕДВЕДЬ
Ю. Челкаускас. ЛИТОВСКИЙ НАИГРЫШ
ЗМЕЙКА. Упражнение из школы Т. Лешетицкого
РЫБАК. Упражнение по Ш. Ганону
Л. Моцарт. МЕНУЭТ
ТАНКИСТ. Упражнение по Ш. Ганону
В. А. Моцарт. ВАЛЬС
Д. Штейбельт. АДАЖИО
Л. Бетховен. НЕМЕЦКИЙ ТАНЕЦ
А. Гречанинов. МАЗУРКА
А. Эшпай. ТАНЕЦ
Н. Гольденберг. ЭТЮД НА ЧЕРНЫХ КЛАВИШАХ
М. Глинка. ЖАВОРОНОК
Вик. Калинников. КИСКА
М. Глинка. ХОР «СЛАВЬСЯ!». Из оперы «Иван Сусанин»
Б. Барток. ДЕТСКАЯ ПЬЕСА
А. Хачатурян. СКАКАЛКА
А. Гедике. СОНАТИНА
П. Чайковский. БОЛЕЗНЬ КУКЛЫ
Д. Шостакович. МАРШ
Т. Хренников. ТОККАТИНА. Обработка А. Самонова
И. С. Бах. МЕНУЭТ
Д. Кабалевский. КЛОУНЫ
Г. Свиридов. ЛАСКОВАЯ ПРОСЬБА
Р. Шуман. ПЕРВАЯ УТРАТА
С. Слонимский. СЧИТАЛКА
Р. Щедрин. ЗОЛОТЫЕ РЫБКИ. Фрагмент из балета «Конек-Горбунок»

Артоболевская первая встреча с музыкой учебное пособие

Родилась 4 октября 1905 года в Киеве. В1924 году окончила Киевскую (класс В. В. Пухальского), в 1930 году — Ленинградскую (класс М. В. Юдиной) консерватории. В 1930-е годы преподавала игру на фортепиано в ленинградских музыкальных школах. Выступала с сольными концертами. В 1944–53 годах преподавала на военном факультете при Московской консерватории (ныне Военная консерватория), а также в детской музыкальной школе–семилетке им. Гнесиных, с 1944 года одновременно — в ЦМШ. Среди учеников А. Любимов, А. Наседкин, Р. Тамаркина. В 1999 году создан Музыкальный фонд имени Артоболевской (учредитель и президент А. А. Наседкин, вице–президент Ю. А. Богданов), учрежден Конкурс юных пианистов имени Артоболевской. Московской ДМШ № 43 присвоено имя Артоболевской (1993). Её учебное пособие «Первая встреча с музыкой» (М., 1985) выдержало 6 переизданий.

Сочинения: Дети и музыка. Малыши и музы. М., 1972; [Воспоминания о М.В. Юдиной] // Мария Вениаминовна Юдина. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., 1979; Ваши дети, вы и музыка. Диалоги о воспитании. М., 1979.

Умерла 2 мая 1988 года в Москве.

Источник: Артоболеская А. Д. // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. — М. 2007. — С. 28, 29.

  • Кассы находятся в холле Большого зала (Часы работы: с 10.00 до 22.00)
  • Справки по билетам:

Часы работы: с 11.00 до 19.00 (без выходных)
Телефон: 8 (495) 629-94-01 (билеты)
Перерыв с 15.00 до 16.00

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского»


Книга №1 для начинающего пианиста —
Артоболевская «Первая встреча с Музыкой» .
С этой книги мы начинаем оцифровку произведений для Музыкальных школ.

Статья посвящается Ольге Вадимовне Васильевой.
Лучшему учителю музыки Школы искусств №10 в Братеево.

30 Марта 2017 г. я закончил оцифровку нот из Сборника Артоболевской «Первая встреча с Музыкой» послушать и скачать ноты можно ► здесь ◄.
Посмотреть Видео-уроки ► YouTube
До сих пор ничего лучшего для детского музыкального образования в нашей стране не создано. Первое издание вышло в 1985 году, книга выдержала 6 переизданий. Артоболевской уже было 80 лет. В ответ на множество благодарных отзывов от читателей она решила подготовить еще одну книгу — «Хрестоматию маленького пианиста». И будучи тяжело больным человеком, с помощью своих учеников успела её издать. Обязательно постараюсь оцифровать эту книгу!
Т.е. работы Артоболевской являются плодом всей жизни и колоссального опыта преподавания в Центральной музыкальной школе (ЦМШ) при Московской консерватории и Музыкальной школе им. Гнесиных. Последовательность изучения произведений безукоризненно выверена и учитывает развитие маленьких пианистов. Артоболевская, скромно указывает, что ее репертуар не догма и каждый педагог должен самостоятельно подбирать для своих учеников пьесы. Но очень желательно учесть тот смысл уроков, который Вы найдете в главе «Краткие пояснения к пьесам и упражнениям» .

Педагогическая наследственность Артоболевской превосходна:
Антон Рубинштейн ► Феликс Блуменфельд ► Фрида Давыдовна Тейтельбаум-Левинсон (детский период), Владимир Пухальский, Мария Вениаминовна Юдина (консерватория) ► Анна Даниловна Артоболевская.

В этой цепочке — Учитель ► Ученик мало известно, только о Ф. Д. Тейтельбаум-Левинсон. Остальные чрезвычайно известны. Юдина вошла в сборник «100 великих женщин» , обязательно почитайте историю о Юдиной и Сталине ► здесь ◄. О Рубинштейне и Блуменфельде написано множество книг и воспоминаний.

Мария Вениаминовна Юдина

Генрих Густавович Нейгауз

Лестные отзывы о работе Артоболевской с детьми оставили: Д.Д. Шостакович, Г.Г. Нейгауз (племянник Ф. Блуменфельда) учитель Эмиля Гилельса, Святослава Рихтера.

Итак, можно сказать, что обучаясь по 2-ум Сборникам Артоболевской «Первая встреча с Музыкой» и «Хрестоматия маленького пианиста» можно забыть о существовании других Нотных сборников.

Основные положения этой замечательной книги:

  1. Учить музыке нужно с 4 — 5 лет
  2. Заниматься нужно ежедневно
  3. Сначала развитие слуха, потом постановка рук, затем ноты
  4. Начиная изучение пьесы нужно придумать для нее историю или стишок, нарисовать картинку
  5. Создание непринуждённой игровой атмосферы. Артистичное ведение урока, описание музыкальных образов, сочинение стихов «на лету». Вовлечение детей и родителей в процесс урока
  6. Дети гораздо успешнее двигаются вперед на трудном материале, если он их эмоционально затронул, чем с легким, но скучным для них
  7. Нет надобности доводить исполнение пьесы до совершенства в ущерб разучиванию нового материала. Мастерство придет со временем само
  8. Повторение пройденного обязательно
  9. Обязательны публичные выступления

Всего в Сборнике 46 произведений и это в первый же год обучения. Сравните — 9 учебных месяцев * на 4 недели = 36 вещей при условии одно произведение в неделю! Конечно, не всем ученикам подходят все пьесы. К примеру, «Ласковая просьба» Свиридова может показаться мальчишкам слишком скучной, и педагог разумеется не станет мучить ребенка и предложит более веселое произведение. Допустим, что половина произведений «не подошла», тогда остается выучить 23 пьесы за 36 недель! Все равно не реально.

В комментариях к упражнениям ясно сказано, что «Менуэт» Баха, «Первая утрата» Шумана, «Золотые Рыбки» Щедрина относятся именно к Первому году обучения!
Я не видел ни одного ребенка в нашей Школе искусств №10 способного освоить упомянутые произведения в 1-ом классе. Хотя среди них многие имеют родителей Музыкантов. А 2 мальчика играют, по моим скромным понятиям, просто великолепно.

Как же так почему?

Дальнейшее изложение — есть плод моих личных фантазий. Читать не обязательно 🙂

Артоболевская преподавала в ЦМШ — это элитное музыкальное заведение и учились там в основном продолжатели музыкальных династий и отпрыски Советской элиты, высоких чиновников, генералов… Артоболевская упоминает, что родители не всегда имели музыкальное образование, 3 летних месяца ученики не прикасались к инструменту. Я предполагаю, что она чуть лукавит. Родительский контингент может и не занимался с детьми, но няньки, домработницы, частные учителя, безусловно были. Снять на лето дачу с инструментом, так же не проблема.

Сольфеджио раньше преподавали, начиная с музыкального училища. ► здесь свидетельство ◄. Таким образом время, потраченное на уроке и выполнение домашних работ, переносилось на специальность (фортепиано). Был ли Хор в ЦМШ обязательным я не знаю, но то что на него не ходят многие способные ученики сейчас — это факт. Не тратят время на хор и родственники педагогов. Сольфеджио и Хор призваны в первую очередь развивать слух. А что сейчас? На Сольфеджио учат главным образом ненавидеть музыку, школу и в особенности Композиторов. Вместо прослушивания прекрасной музыки деток заставляют выполнять сложные письменные работы. Учебные пособия написаны таким чудовищным, казенным языком, что и взрослого человека бросает в дрожь. А ведь первоклашки не все умеют читать и писать!
Извините, но наболело! Лично я сторонник отмены ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ уроков Сольфеджио. Кто хочет, пожалуйста, пусть занимается. Известно, что лишь 5 — 10% выпускников музыкальных школ продолжают учебу в муз. училищах. Их и терзайте. А калечить психику остальным 90% вовсе не обязательно. Мой сын мечтает отправится в путешествие во времени и перебить всех Композиторов, чтобы их не проходили на Сольфеджио и Муз. Литературе. И не он один, такой радикал.

Последствия такого разбазаривания времени очевидны. Репертуар современных выпускников — это 1 — 2 серьезные вещи с которыми они готовятся к конкурсам. Во времена Артоболевской пианисты были готовы сыграть 5 — 10 сложных композиций.

Конечно, телевизоры, планшеты, компьютеры отнимают еще больше времени.

Раньше, в СССР после войны было множество немецких трофейных фортепиано отличного качества. На советских инструментах играть не так приятно, к тому же они расстраиваются в несколько раз чаще. В Сибирь к «бедняге» Д. Мацуеву «немец» не доехал. Денис Мацуев: «Не бывает плохих музыкальных инструментов, бывает плохое исполнение. Укротить слабый инструмент, заставить его звучать дорогого стоит. Я готовился к конкурсу Чайковского на пианино «Тюмень» (из выступления на телеканале «Культура»).

Еще несколько соображений касательно книги Артоболевской

В издание включены 5 национальных народных мелодий: Казачок, Ой ты дивчина (Украина); Ночь (Армения), Латышская Полька, Литовский наигрыш. Не смею судить о важности этих мелодий, но в СССР много союзных республик, а в издательстве сидит цензор. И очень правильно не забыть, и не обидеть «малые» братские народы. На мой взгляд на их месте должны были быть великие европейские учителя: Карл Черни, Роберт Шуман (он есть, но мало), Людвиг Шитте. Надо сказать, что эта ситуация исправлена в «Хрестоматии маленького пианиста»

Так же, включена Токкатина Т. Хренникова. Тихон Хренников — Председатель Правления Союза композиторов СССР в 1948—1991 гг. Опять-таки Токкатина прекрасна, спору нет. Но все же реверанс власти в то время был необходим.

Немного обидно, что в книге не упомянута Мария Юдина — второй консерваторский учитель Артоболевской. Первого — Пухальского упоминает, а Юдину нет. Юдина была выдающимся и совершенно свободным человеком. Она не боялась ни кого и ни чего, вероятно потому что была глубоко Верующей Православной Христианкой. Атеистической и лживой власти она не нравилась.

Любопытные факты

— «Дети назвали третий, самый длинный палец руки, «Богатырь Гвидон» .» 🙂
— Метроном часто раздражает ученика. Если приделать к его маятнику веселую картинку (смешную рожицу или фигурку Буратино) дело пойдет.

Живем мы на горах. Мелодия из музыкальной шкатулки
3 ноты: в 4, 8, 12 тактах ноты верхнего стана повышены на тон, чтобы больше походило на вальс Штрауса.
Казачок
6 такт. «Восьмые» ноты «Ре», «До», вместо «четвертой» «Соль». Так звучит, несколько, оживленнее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *