Административная ответственность виды шпаргалка

Административная ответственность виды шпаргалка

44. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Административная ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в применении судьей, уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Административную ответственность за совершенные правонарушения несут как физические (граждане и должностные лица), так и юридические лица (предприятия всех форм собственности, государственные учреждения, имеющие статус юридического лица, и другие организации).

Возраст административной ответственности – 16 лет.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Виды административных наказаний:

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

9) административное приостановление деятельности.

Дисциплинарная ответственность – вид юридической ответственности, применяемой за нарушения требований дисциплины по отношению к государственным служащим, милитаризованным служащим, военнослужащим, учащимся учебных заведений. Основанием применения дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок.

Дисциплинарный проступок – противоправное, виновное нарушение дисциплины, не влекущее уголовной ответственности.

Так, например, военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами, сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов – в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.

Шпаргалка по Административному праву (1)

Главная > Шпаргалка >Государство и право

Ольга Владимировна Костькова


Шпаргалка по административному праву

Аллель, 2010 г., 64 стр.

Все выучить — жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая «шпора», написанная реальным преподом. Здесь найдешь все необходимое по Административному праву, а остальное — дело техники.

Ни пуха, ни пера!

1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2. ПОНЯТИЕ «УПРАВЛЕНИЕ» В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ

3. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

4. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. ПРЕДМЕТ И МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

5. ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

6. СООТНОШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА

7. СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

8. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ

9. ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

10. ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ

11. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

12. СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

13. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН

14. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЪЕДИНЕНИЙ

15. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

16. ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА РФ, ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

17. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ), ЕГО КОМПЕТЕНЦИЯ И СТРУКТУРА

18. СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

19. СТРУКТУРА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ

20. ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

21. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РФ КАК РУКОВОДИТЕЛЯ СИСТЕМЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

22. ПРАВОВОЙ СТАТУС, СТРУКТУРА АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РФ

23. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

24. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖАЩЕГО

25. ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖАЩЕГО

26. ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ И СПОСОБЫ ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

27. АТТЕСТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

28. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖАЩИХ

29. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

30. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

31. ПОНЯТИЕ МЕТОДА АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ВИДЫ МЕТОДОВ

32. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

33. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

34. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

35. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

36. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

37. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

38. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

39. ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ

40. ПОНЯТИЕ И СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ

41. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ И МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

42. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ

43. ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ

44. ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ КАК ОБЪЕКТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ

45. ОТРАСЛЕВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОМ И АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

46. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ

47. ОТРАСЛЕВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ

48. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУКИ В РФ

49. ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

50. ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ. МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РФ

51. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

52. КОНТРОЛЬ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ КОМПЛЕКСЕ

53. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

54. ПОНЯТИЕ И СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ДЕЛАМИ

55. МИГРАЦИОННОЕ ДЕЛО

56. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЪЕЗДА В РФ И ВЫЕЗДА ИЗ РФ

57. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОНОЙ

58. ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ

59. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

60. ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ, АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

61. ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ

62. СЛУЖБА ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ РФ

63. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РФ

64. ПОНЯТИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ЮСТИЦИЕЙ», СИСТЕМА, ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ

65. ПОНЯТИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

66. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

67. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РФ

68. ПРАВОВОЙ СТАТУС СЛУЖАЩИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ)

69. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

70. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

71. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

72. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР

73. ОРГАНИЗАЦИЯ ПАСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

74. ПРАВОВОЙ СТАТУС ВНУТРЕННИХ ВОЙСК

75. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ

76. ПОНЯТИЕ БЕЗОПАСНОСТИ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА

77. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ

78. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА

79. РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

80. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

81. ОРГАНЫ (ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА), УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

82. УЧАСТНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА

83. ПРОТОКОЛ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

84. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

85. ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

86. ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

87. АДМИНИСТРАТИВНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

88. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

89. ОБЖАЛОВАНИЕ, ОПРОТЕСТОВАНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

90. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Административное право – одна из важнейших отраслей правовой системы РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти, или, в более широком понимании, – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Сущность административного права:

– является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;

– нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;

– составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.

В основе разделения отраслей права лежит предмет правового регулирования. В административном праве он включает в себя:

– управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления;

– управленческие отношения внутриорганизационно-го характера, возникающие в процессе деятельности органов законодательной, судебной власти и органов прокуратуры;

– управленческие отношения внутриорганизационно-го характера в сфере негосударственных образований.

Воздействие административного права на общественные отношения:

– регулирует отношения во всех сферах общественных отношений – в экономике, административно-политической, социально-культурной и т. д.;

– определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях;

– устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов(правила в сфере торговли, дорожного движения, строительства и т. д.);

– за нарушение установленных правил нормами административного права предусматривается ответственность, закрепляется порядок привлечения к ответственности, порядок обжалования решений и т. д. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

Ознакомьтесь так же:  Ханты-мансийск приставы

Методы административного права: 1)метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;

2) метод рекомендации, при котором обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной ситуации;

3) метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;

4) метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид метода согласования;

5) метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;

6) метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

44. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

44. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Административная ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в применении судьей, уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Административную ответственность за совершенные правонарушения несут как физические (граждане и должностные лица), так и юридические лица (предприятия всех форм собственности, государственные учреждения, имеющие статус юридического лица, и другие организации).

Возраст административной ответственности – 16 лет.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Виды административных наказаний:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

9) административное приостановление деятельности.

Дисциплинарная ответственность – вид юридической ответственности, применяемой за нарушения требований дисциплины по отношению к государственным служащим, милитаризованным служащим, военнослужащим, учащимся учебных заведений. Основанием применения дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок.

Дисциплинарный проступок – противоправное, виновное нарушение дисциплины, не влекущее уголовной ответственности.

Так, например, военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами, сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов – в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.

Понятие и виды административной ответственности

Что подразумевает под собой административная ответственность: понятие и признаки

Понятие и признаки административной ответственности сформулированы наукой административного права. Рассматриваемая ответственность — это применение управленческими госорганами (а иногда и судами) мер принуждения к лицам, совершившим административные нарушения, в порядке, установленном одноименным законодательством.

Характерные для юридической ответственности в целом признаки распространяются и на ответственность административную. Итак, она:

  1. Подразумевает принуждение со стороны государственного аппарата.
  2. Отвечает правовым принципам справедливости и законности, то есть реализуется только в установленном законом порядке и пределах.
  3. Влечет претерпевание нарушителями негативных последствий их действий.
  4. Означает итоговую оценку действий нарушителя и его личности со стороны государства (порицание).
  5. Является результатом нарушения, то есть понимается в негативном смысле (этим она отличается от позитивной ответственности за что-либо порученное).

Основные черты административно-правовой ответственности

Административную ответственность характеризуют несколько присущих ей черт, которые отличают ее от всех или от некоторых видов юридической ответственности. Перечислим главные черты:

  1. В ее основе лежит административное нарушение.
  2. Выступает как метод борьбы с наиболее распространенными видами нарушений — административными.
  3. Привлекаются к ней и физические, и юридические лица.
  4. Имеет своей целью воспитательное воздействие на нарушителей и предупредительное воздействие на них же, а также на всех других граждан.
  5. Предполагает наложение принудительных административных мер (наказание — одна из них).
  6. Регулируется как на федеральном, так и на региональном уровне.
  7. Имеется широкий круг органов и должностных лиц, имеющих полномочия на реализацию мер ответственности, в том числе на назначение наказания.
  8. Нарушители не связаны отношениями подчиненности по службе с применяющими меры ответственности лицами.
  9. Наказание не влечет судимость и увольнение с работы.
  10. Процесс привлечения к ответственности относительно прост и быстр.
  11. Ответственность наступает только перед государством.
  12. Административная ответственность подразумевает под собой 3 основания: материальное (нормы, предусматривающие ее), фактическое (совершение нарушения), процессуальное (правоприменительный акт).

Итак, мы рассмотрели понятие и основные черты административной ответственности. Перейдем теперь к мерам, которые можно применять к нарушителям.

Виды ответственности за совершение административных правонарушений

Административные наказания регулирует глава 3 КоАП РФ. В ней закреплено 10 видов административной ответственности, то есть наказаний:

  1. Письменное предупреждение.
  2. Денежный штраф.
  3. Конфискация орудия или предмета нарушения (денег, контрафактной продукции, оружия и т. д.), то есть безвозмездное их изъятие в государственную собственность.
  4. Лишение физического лица специального права (на управление транспортом, хранение и ношение оружия и других).
  5. Арест, то есть содержание нарушителя в условиях изоляции от общества.
  6. Выдворение иностранцев и лиц без гражданства за пределы страны.
  7. Дисквалификация, то есть запрет занимать определенные должности на государственной или муниципальной службе либо заниматься определенными видами деятельности (например, руководить организацией).
  8. Приостановление деятельности предпринимателей или организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений и т. п. полностью или частично.
  9. Обязательные работы, то есть принудительное выполнение полезных для общества работ в свободное от учебы или работы время.
  10. Запрет на посещение спортивных мероприятий.

Этот перечень является исчерпывающим. Определение иных видов наказаний в региональном законодательстве недопустимо.

Основные и дополнительные административные наказания

Административное нарушение может повлечь:

  • 1 наказание (основное);
  • 2 наказания (основное и дополнительное).

Дополнительное наказание применяется, если оно предусмотрено в структуре санкции статьи особенной части КоАП РФ. Его задача — усиление воздействия на нарушителя, индивидуализация ответственности.

Причем иногда правоприменитель сам определяет, назначать его или нет, исходя из особенностей конкретного случая. А иногда применение дополнительного наказания является обязательным — это зависит от формулировки санкции.

Какие наказания выступают основными? Согласно ст. 3.3 КоАП РФ к ним относятся:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • лишение особого права (кроме лишения права управления транспортом);
  • выдворение;
  • дисквалификация;
  • приостановление деятельности;
  • обязательные работы.

Остальные наказания, в том числе лишение водительских прав, могут быть как основными, так и дополнительными.

Характеристика субъектов административной ответственности

Среди физических лиц выделяют:

  1. Общий субъект. Им является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста (подробнее о возрасте административной ответственности можно прочесть в этой статье). Это может быть как гражданин РФ, так и иностранец, а равно лицо без гражданства.
  2. Специальный субъект. Это лица, имеющие определенные признаки, прямо предусмотренные в норме особенной части КоАП РФ. Например, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего может быть совершено только тем, на кого были возложены такие обязанности (родителем). Специальными субъектами для определенных правонарушений являются также собственники транспорта и недвижимости, должностные лица.
  3. Особый субъект. Им является лицо, обладающее частичным иммунитетом от административной юрисдикции. Например, судьи, иностранцы с дипломатическим иммунитетом, несовершеннолетние.

Субъектами административной ответственности не являются общественные объединения без статуса организации, обособленные подразделения российских предприятий, международные организации и их обособленные подразделения на территории РФ.

Ответственность может применяться к юридическим лицам любой организационно-правовой формы, а равно и публичным образованиям, имеющим статус юридического лица.

Отличия административной ответственности от других видов ответственности

Уяснить специфику административной ответственности поможет сравнительная таблица:

Таким образом, административная ответственность предполагает назначение административного наказания. Сейчас существует 10 разновидностей. За одно нарушение может быть назначено два наказания (основное и дополнительное). Правоприменители вправе назначать только те наказания, которые предусмотрены в составе соответствующей статьи особенной части КоАП РФ.

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.

Ознакомьтесь так же:  Договор хранения относится к

Шпаргалки — Правоведение — 50. Административное правонарушение и административная ответственность

Административное правонарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Причем юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения в том случае, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ и совершившего на территории РФ административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Мерой ответственности за совершение административного правонарушения является административное наказание, применяемое в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Оно не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Законодательством предусмотрены следующие виды административных наказаний:

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

9) административное приостановление деятельности.

Юридическая ответственность

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права

Понятие юридической ответственности

За правонарушения наступает юридическая ответственность.

Юридическая ответственность — применение мер государственного принуждения по отношению к правонарушителю. За свои деяния человек отвечает перед законом и судом (этим юридическая ответственность отличается от моральной, где основным мерилом оценки поведения являются стыд и совесть человека).

Юридическая ответственность неразрывно связана с государством, нормами права, обязанностью и противоправным поведением граждан и их объединений. Она имеет государственно-принудительный характер. Юридическая ответственность всегда связана с определенными лишениями, т. е. сопровождается причинением виновному отрицательных последствий, ущемлением или ограничением его личных, имущественных и других интересов.

Деятельность государства в сфере принуждения строго регламентирована законом. Субъектами этой деятельности выступают суд, прокуратура, полиция, администрация различных государственных учреждений, которые специально занимаются рассмотрением дел о правонарушениях.

Для возложения ответственности необходимо наличие ряда условий: вина правонарушителя, противоправность его поведения, причиненный вред, причинная связь между его поведением и наступившим противоправным результатом.

Юридическая ответственность характеризуется тем, что она:

  • опирается на государственное принуждение (это конкретная форма реализации санкций правовых норм);
  • наступает за совершение правонарушения и связана с общественным осуждением;
  • выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя, являющихся для него новой юридической обязанностью, которой не существовало до совершения противоправного деяния. и представляющих собой лишения личного, организационного либо имущественного характера;
  • воплощается в процессуальной форме.

Признаки юридической ответственности

Юридическая ответственность имеет следующие признаки:

  • наступает только за те деяния, которые предусмотрены правовыми нормами;
  • налагается только за совершенные поступки, а не за мысли или намерения;
  • налагается компетентными государственными органами в ходе
  • определенной законом процедуры; о влечет за собой неблагоприятные последствия для нарушителя;
  • предполагает государственное принуждение правонарушителя
  • к исполнению норм права; о наступает только один раз за одно и то же преступление.

Указанные признаки юридической ответственности обязательны, отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует об отсутствии юридической ответственности и позволяет отграничить ее от других правовых и неправовых категорий.

Итак, юридическая ответственность — это обязанность правонарушителя претерпевать особые, заранее установленные государством в санкциях правовых норм меры государствен но-правового принуждения за совершенное правонарушение в установленном для этого процессуальном порядке.

Основные принципы юридической ответственности за правонарушения — законность и обоснованность. Конкретизацией этих принципов, общих для всей правоприменительной деятельности государства, являются такие специальные принципы ответственности, как формула «без закона нет ни преступления, ни наказания», соразмерность преступления (или проступка) и наказания (или взыскания), состязательность процесса, право на защиту лица, привлеченного к ответственности, презумпция невиновности обвиняемого и другие, закрепленные законодательством, конституцией, пактами о правах человека.

Характеристика основных видов юридической ответственности

Виды ответственности и меры наказания зависят от характера правонарушения. Различают ответственность:

  • уголовную — наступает исключительно за преступления. Только суд может привлечь к уголовной ответственности и определить ее меру. Меры уголовного наказания — лишение свободы, смертная казнь и т.д.;
  • административную — наступает за проступки, нарушающие общественный порядок или совершенные в сфере государственного управления. Мерой ответственности служат административные взыскания, среди которых — предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест до 15 суток;
  • гражданскую — наступает за нарушение имущественных прав — неисполнение договорных обязательств, причинение имущественного вреда. Главная мера ответственности — возмещение убытков;
  • дисциплинарную — наступает за нарушение трудовой, учебной, воинской, служебной дисциплины. Меры воздействия на правонарушителя — замечание, выговор, увольнение, исключение из учебного заведения.

Уголовная ответственность

К уголовной ответственности привлекаются лица, обвиняемые в преступлениях. Преступлениями называются общественно опасные виновные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ и соответствующими законами. Определение преступления дано в ст. 14 УК РФ. За преступления применяются наказания — наиболее строгие меры государственного принуждения, существенно ограничивающие правовой статус лица, признанного виновным в совершении преступления (лишение либо ограничение свободы, длительные сроки исправительных работ или лишение определенных специальных прав, крупные штрафы и др.). Уголовное наказание применяется не только за совершение преступления, но и за покушение, приготовление, соучастие.

Признать виновным в совершении преступления и назначить наказание может только суд в установленной для этого процессуальной форме (см. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ)). Отбывание наказания регулируется специальным (уголовно-исполнительным) законодательством. После отбытия наказания улица, осужденного за преступление, длительное время (в зависимости от тяжести преступления) сохраняется судимость.

Административная ответственность

Административная ответственность применяется за административный проступок. В гл. 3 «Административное наказание» Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) заявлено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1).

Административное наказание не может иметь целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности.

В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в п. 1-4, 9 названного перечня.

Административные наказания, перечисленные в п. 3-8, устанавливаются только Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Административное наказание по общему правилу может быть назначено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. Административные наказания, а также органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, производство по таким делам и порядок исполнения постановлений по делу об административных правонарушениях определены названным Кодексом.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность применяется за нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины. За совершение дисциплинарного проступка, т. с. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания.

Ознакомьтесь так же:  Компании которые строят дома за материнский капитал

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (ст. 192 Трудового кодекса РФ (ТК РФ)).

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 193 ТК РФ).

Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность наступает за совершение деликтов, т.е. за причинение неправомерными действиями вреда личности или имуществу гражданина, а также причинение вреда организации, заключение противозаконной сделки, неисполнение договорных обязательств, нарушение права собственности, авторских или изобретательских прав и других гражданских прав. Гражданские правонарушения влекут применение таких санкций, как возмещение вреда, принудительное восстановление нарушенного права, а также других правовосстановительных санкций.

Материальная ответственность

Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю, в большинстве случаев ограничена пределами среднего месячного заработка этого работника. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных ТК РФ в ст. 243 или иными федеральными законами.

Работники в возрасте до 18 лет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также причиненный в результате совершения преступления или административного проступка.

Особенности материальной и гражданско-правовой ответственности в том, что имущественный и иной вред может быть возмещен причинителем добровольно; в случае отказа или спора вред возмещается в судебном порядке, определенном нормами Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ).

Общей целью всех видов ответственности является охрана правопорядка, восстановление во всех возможных случаях нарушенных прав, пресечение и предупреждение правонарушений, исправление лиц, нарушивших нормы права.

Виды юридической ответственности

Их разделяют подобно тому, как разграничивают виды правонарушений. Выделяют девять видов юридической ответственности (классифицируются по отраслевой принадлежности). Рассмотрим их в зависимости от степени тяжести.

Уголовная ответственность наступает за совершение деяния, предусмотренного уголовным законом. Она характеризуется наиболее жесткими санкциями, в числе которых лишение свободы и даже смертная казнь. Устанавливается уголовная ответственность только законом и применяется исключительно в судебном порядке. Порядок ее наложения крайне детализирован. Это связано с ее особой репрессивностью и желанием законодателя упредить малейшие возможные ошибки со стороны правоприменителей.

Административная ответственность предусматривается за совершение административных проступков, т. с. за невыполнение правил дорожного движения, общественного порядка, охраны природы, гигиены и санитарии и др. Административные санкции менее жесткие, нежели уголовные, но вместе с тем они способны доставить ощутимые для правонарушителя неблагоприятные последствия (например, арест, дисквалификация, штрафы, конфискация предметов, лишение специальных прав). Административная ответственность наступает за проступки, которые с точки зрения общественной опасности граничат с преступлениями (например, нарушение правил дорожного движения, повлекшее дорожно-транспортное происшествие, мелкое хулиганство, мелкое хищение, неповиновение сотруднику милиции и др.).

Дисциплинарная ответственность следует за нарушение служебных обязанностей. Они могут быть установлены как ТК РФ, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями, действующими на предприятиях, в организациях, так и уставами, правилами, положениями, адресованными специальным категориям работников (например, работникам гражданской авиации или военнослужащим). Дисциплинарные санкции (замечание, выговор, лишение премии, понижение в должности и др.), хотя и не столь сурово отражаются на правовом положении личности или ее благосостоянии, вместе с тем способны значительно умалить честь и достоинство работника, повлиять на уважение к нему, что оказывает определенное воспитательное воздействие и предотвращает совершение новых дисциплинарных проступков.

Материальная ответственность связана с ущербом, причиненным работником предприятия. Факт нахождения на службе и выполнение им трудовых обязанностей в интересах данного предприятия как бы смягчает его участь: он обязан возместить ущерб не в полном размере, а в размере своего месячного заработка, если ущерб причинен по неосторожности.

Гражданская ответственность иначе именуется ответственностью имущественной. Она применяется за совершение гражданского правонарушения, сутью которого является причинение имущественного или морального вреда гражданам, организациям, с которыми правонарушитель не состоит в трудовых правоотношениях. Гражданская ответственность означает возложение обязанности возместить причиненный гражданам и организациям имущественный или моральный вред. Вред возмещается в полном размере, причем независимо от применения других мер юридического воздействия. Так, привлечение к уголовной ответственности не освобождает лицо от обязанности возместить вред, так же как, впрочем, административный штраф не отменяет его обязанность ликвидировать ущерб в имущественной сфере пострадавшего от административного проступка.

Финансовая ответственность наступает за совершение деяний, нарушающих правила обращения с денежными ресурсами. Такие правила устанавливает государство, с тем чтобы иметь возможность решать общие дела, которые требуют материальных затрат и финансовых средств. Финансовые санкции довольно ощутимы. Это и взыскание неуплаченных или сокрытых налогов, и штрафы, и арест банковского счета, и др.

Семейная ответственность назначается за семейные проступки, которые носят весьма разнообразный характер. Особенностью семейной ответственности является то, что она применяется лишь за семейные проступки, составляющие некоторую «критическую массу», определяемую обиженной стороной в семейно-правовых отношениях. Семейные санкции менее разнообразны, чем семейные проступки, но некоторые из них могут иметь даже судьбоносный характер, например, лишение родительских прав и др.

Конституционная ответственность выражается чаше всего в отмене нормативных актов, противоречащих конституции, но не только (импичмент президента, роспуск парламента и др.).

Процессуальная ответственность возлагается за нарушения порядка прохождения юридического дела в правоприменительном органе, но в основном за нарушение установленных законом правил осуществления правосудия, и в частности ведения судебного процесса. Спектр процессуальных санкций довольно широк: от предупреждения до удаления из зала судебного заседания, от штрафа до принудительного привода и, может быть, ареста, допустим, за дачу свидетелем ложных показаний.

Иные меры государственного принуждения (меры защиты)

Юридическая ответственность выступает важным, но лишь одним из видов государственного принуждения. Наряду с ней видами государственного принуждения признаются меры предупредительного воздействия, меры пресечения, правовосстановительные меры.

Меры предупредительного воздействия можно подразделить на меры, применяемые в целях предупреждения возможных правонарушений (проверка документов, удостоверяющих личность, досмотр багажа, груза, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и др.), и меры, обеспечивающие общественную безопасность при стихийных бедствиях, авариях, несчастных случаях (прекращение или ограничение движения транспорта и пешеходов, прекращение или ограничение доступа к объекту, подвергшемуся аварии, и проч.). Названные меры носят профилактический характер. Принуждение проявляется в том, что оно осуществляется без согласия лиц, обязанных подчиниться предписанным действиям либо воздержаться от каких-либо действий, и, кроме того, в том, что они ограничивают права людей, хотя и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами.

Меры пресечения преследуют цель прекратить противоправные деяния и не допустить новых. Они должны быть оперативными и осуществляться в интересах общества, государства или в интересах самого потенциального правонарушителя (помещение в медицинский вытрезвитель, в психиатрическую больницу, применение огнестрельного оружия и др.). Иногда меры пресечения нарушают физическую неприкосновенность граждан, как это имеет место при использовании служебных собак, технических средств (дубинок, газов, водяной струи, наручников и т. п.). Меры пресечения отличаются большим разнообразием. Помимо уже отмеченных к ним относятся привод в правоохранительные органы и официальное предостережение лиц, допускающих антиобщественное поведение, изъятие имущества (например, холодного оружия, печатей, штампов и т. д.), административное задержание. К сожалению, наиболее полно в законодательстве урегулирован лишь вопрос об административном задержании.

Правовосстановительные меры применяются за проступки, обладающие минимальной степенью общественной опасности, или за деяния, представляющие собой лишь некоторую «правовую аномалию», незначительное отклонение от нормального правопорядка, не приобретшие характер правонарушения. Меры защиты заключаются в том, что лицо принуждается к исполнению лежащей на нем обязанности, которую оно ранее должно было исполнить, но по каким-либо причинам не исполнило. Например, изъятие вещи на основе виндикапионного иска, взыскание взятой в долг денежной суммы, признание сделки недействительной с возвращением сторон в первоначальное имущественное положение, восстановление на работе незаконно уволенных, взыскание ошибочно выплаченных работнику сумм (командировочных и др.).

Разграничение юридической ответственности и иных видов государственного принуждения важно потому, что позволяет выбрать наиболее целесообразное и эффективное средство государственного реагирования для защиты интересов личности, государства, общества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *